Жак Деррида – ($1930 – 2004$) французский теоретик литературы, один из влиятельных философов $20$ века, основоположник концепции деконструкции.
Биография
Жак Деррида родился в Алжире, воспитывался в состоятельной еврейской семье.
Из-за режима "Виши", который устанавливал ограничения для еврейских учеников, Деррида исключается из лицея в $1942$ году.
В $1948$ году Деррида обращается к философии Руссо, Ницше, Камю, в значительной степени увлекшись их творчеством, под чьим влиянием формируются его собственные мировоззренческие принципы.
Переехав из Алжира во Францию в $1952$ году, Деррида вновь пробует поступить в Высшую нормальную школу, и с третьего раза получает место, начинает посещать лекции Фуко, знакомится с ним и с другими выдающимися французскими философами и деятелями.
Вместе с Р. Бартом Деррида участвует в $1966$ году в Международном коллоквиуме «Языки критики и гуманитарные науки», который проходил в университете Джонса Хопкинса.
С $1968$ года Деррида читает лекции в Университете Джонса Хопкинса, с $1974$ года – в Йеле.
Ключевые работы
Первый значительный труд: «Начало геометрии», перевел работу Гуссерля, оформив свое введение.
В $1967$ году выходят работы, которые принесли Дерриде мировую известность – «О грамматологии», «Письмо и различие», по словам Лапицкого:
«первые и по сию пору самые читаемые среди многих десятков его книг».
Труд «О грамматологии» включает в себя анализ философии языка Руссо, хотя в более широком содержательном плане, с основными понятиями, которые выработал Деррида. Предметом книги становится история становления графических знаков, которые являются основой западной культуры.
«Письмо и различие» является сборником статей, которые посвящаются разным моментам теории языка. Деррида исследует в этой работе взгляды и идеи Декарта, Фрейда, Арто. В работе Деррида представляет важнейшие для философии понятия – структура, различие, фармакон.
Философская деятельность
Деррида является философом языка. Язык в этом плане не предназначается для выражения философских концепций, он не является основой познания бытия и не имеет связи с внешней действительностью.
Язык не подчиняется логическим законам и характеризуется как противоречивый по своей природе. Он содержит в себе нестабильные значения, семантическую изменчивость, большой массив этимологии и т.д.
Язык способствует созданию представления человека о реальности. В процессе изучения языка Деррида указывает на противоречивость в первоначальной нелогичности языка и навязывании ему законов логики. Это ведет к бинарным оппозициям.
Концепция Деконструкции.
Своей основной целью Деррида ставил борьбу с европейской философией, через разработанный им метод деконструкции, затрагивая вопросы о
- знании,
- сущности,
- бытии,
- времени,
- языке,
- эстетике,
- религии.
Эта борьба несет в себе позитивные смыслы, а именно возможности обновления понимания места человека в мире.
В своём программном тексте «О грамматологии» Деррида ставит задачу преодолеть всю европейскую философскую традицию, применяя понятия:
- наличие или присутствие,
- логоцентризм,
- грамматология,
- деконструкция.
Деконструкция выступает в качестве стратегии и события. Ее задача заключается в выявлении логоцентризма любого текста с помощью обнаружения бинарных оппозиций, в которых усматривается иерархия одной оппозиции над другой.
Логоцентризм является данностью наличия в философии. Логос – слово. Центрированность полагает способность стягивать какие-либо понятия вокруг центра, создавая иерархию.
Деконструкция стремиться раскрыть оппозиции, для того чтобы бороться с иерархией. Деконструкция призвана свидетельствовать об отсутствии единого праначала, констатируя его имманентность, повторяемость.
Деконструкция метафизики не несет в себе задачу упразднить ее, а лишь выявить ее структурность, повторяемость, если в ней имеется управляющий центр.