Понятие общества
Общество – это исторически развивающаяся система отношений между людьми, которая сложилась в процессе их совместной деятельности.
Общество – это то всеобщее, которое не является абстрактным, оно конкретно, то есть содержит внутри себя богатство отдельного, особенного и индивидуального. С каждым новым шагом это всеобщее обогащается, наполняясь новым содержанием, становясь более конкретным и содержательным, так как всякий раз оно вбирает в себя все богатство отдельного и особенного. Каждый человеческий индивид, представляя собой проявление всеобщего, своей жизнедеятельностью переносит на это последнее свое содержание, вместе с тем выступая как форма и способ его бытия и развития, обогащаясь этим всеобщим.
Общество в качестве развивающейся системы является сложным и противоречивым историческим процессом. История общества отличается от истории природы, в первую очередь тем, что история общества создается людьми, а история природы развивается в соответствии с собственными законами. Люди в своих действиях основываются на потребностях и мотивах, преследуя определенные цели и руководствуясь идеями, то есть они действуют сознательно. Действия индивидов в историческом процессе слиты в единый поток действий масс, партий, классов и общественных движений.
Источники общественного саморазвития
Источники саморазвития общества могут обнаруживаться в процессе взаимодействия трех отраслей реальности, которые не сводятся друг к другу.
Первый источник развития расположен в мире природы и является основанием для существования общества, а точнее процесса взаимодействия общества с природной средой. Решающая роль в развитии общества отведена природе, на что указывали мыслитель античности Геродот и мыслители нового времени Ш. Монтескье, А. Тюрго и пр. Они развивали взгляды, названные позже географическим детерминизмом. Его смысл заключается в утверждении, что природа, истолкованная как географическая среда жизни человека и общества, является основной причиной происходящих в обществе явлений. Ею определяются не только направлений хозяйственной жизни людей, но и из психических склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, а также эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, то есть вся их общественная и личная жизнь.
Так, Ш. Монтескье утверждал, что климат, почва, и географическое положения страны – причины существования разных форм государственной власти и законодательства, определяющие психологию людей и склад их характера. Он считал, что климат и географическая среда сказываются на психологии людей, характере их искусства, нравах и законах.
Современному этапу взаимодействия общества и природы характерно понятие экологического кризиса, основная причина которого – это установка на подчинение природной среды, игнорирование пределов ее устойчивости относительно антропогенного влияния на нее. Человек, создавая новые средства овладения силами природы, утратил не только цель и смысл этого процесса, но даже инстинкт самосохранения. Следствие этого влияния – существенные разрушения в биосфере планеты и среды обитания людей, как биологического вида. Следует менять сознания миллиардов людей для дальнейшего функционирования этого источника саморазвития человечества.
Вторым источником общественного развития выступают технологические детерминанты, с ролью техники и процессов разделения труда в общественном устройстве. Научно-технический прогресс имеет решающее значение не только на производительность общественного труда и экономическую эффективность материальных производств, но и на развитие социальной структуры общества, политических процессов и пр.
Одним из примеров осмысления роли техники и развития общества выступает теория постиндустриального общества Д. Белла. Как считал Д. Белл, современный мир находится на пути постиндустриального развития, которое сменяет существующее индустриальное общество. Это продемонстрировано процессом развития стран Западной Европы, Японии и в особенности США. Нарождающееся постиндустриальное общество, по мнению Д. Белла, выступает как результат третьей технологической революции, смысл которой заключается в повсеместной компьютеризации и телекоммуникации производств и других сфер жизни общества. Д. Белл говорил, что первую технологическую революцию связывали с открытием силы пара, а вторую – с внедрением в производство электричества и химии. Обе эти технические революции в результате вызвали многократное увеличение производительности общественного труда, умножение богатства и повышение благосостояния людей.
Постиндустриальное общество изображается в качестве принципиально нового метода организации экономики и быта людей, которое позволяет достигать новый уровень и качество их жизни. Иными словами, что наряду с постиндустриальным также продолжает свое существование и индустриальное общество, базирующееся на традиционной технике и технологии, а также общества доиндустриальные. Им соответствуют индустриальные и доиндустриальные формы организации общественной жизни и культуры.
Решающая роль в становлении постиндустриального общества принадлежит системе коммуникаций, в которой на первый план выходят телекоммуникации. Д. Белл писал, что с начало эры компьютеризации, вообще отпадет необходимость жестко фиксировать рабочее место. Современные рынки, по его мнению, - это не территории, а коммуникационные сети. В результате такого рода общественной организации резко возрастает количество активных участников бизнеса, возрастает скорость и частота деловых контактов. По мнению Д. Белла, основным вопросом перехода к постиндустриальному обществу выступает вопрос создания новых социальных структур, которые реагируют на новые условия производства и изменяющие ценностные ориентации. Такие социальные структуры неизбежно формируются, хотя и не одномоментно, а после преодоления большого количества трудностей и противоречий.