Эстетика Ницше
От философского видения мира Ницше неотделимы его филологические исследования, его эстетические критерии, его взгляды на:
- науку,
- мораль,
- религию,
- политику,
Ницше оригинален в своих эстетических построениях, и хотя в истории развития эстетической мысли можно зафиксировать элитарные тенденции в интерпретации искусства и эстетике немецких романтиков (Шлегеля, Новалиса, Шеллинга), и особенно Шопенгауэра и отметить процесс складывания данных тенденций в систему элитарных представлений, об элитарных воззрениях на истоки искусства в строгом смысле этого слова можно говорить только у Ф. Ницше.
Эстетическое мировоззрение Ницше неразрывно связано с его общефилософскими воззрениями, в частности, с первым значительным произведением философа «Рождение трагедии из духа музыки».
Данный эстетический трактат был написан в 1872 году. В нем Ф. Ницше излагает свой взгляд на дуалистическое происхождение искусства. Книга была переиздана в 1886 г. с предисловием «Опыт самокритики», также был добавлен подзаголовок «Эллинизм и пессимизм».
Именно древние греки, согласно Ницше, нашли в искусстве противоядие от бессмысленности реальности и безнадежного пессимизма, порожденного этим осознанием. В древнегреческом искусстве Ницше отмечает постоянную борьбу двух начал, или типов эстетического опыта:
- аполлонического,
- дионисийского.
Аполлоническое начало – это порядок, гармония, спокойное искусство, оно порождает пластические искусства (архитектуру, скульптуру, танец, поэзию). Дионисийское начало – хаос, забвение, опьянение, экстатическое растворение индивида в массе; оно породило непластическое искусство (музыку). Аполлоническое начало противопоставляется дионисийскому, как искусственное противопоставляется естественному, осуждая все чрезмерное, несоразмерное. Тем не менее эти два начала неотделимы друг от друга, они всегда действуют вместе, по Ницше, они борются друг с другом в художнике, и оба всегда присутствуют в любом произведении искусства.
По Ницше, в человеческом сознании тоже есть два отношения к жизни — дионисийское и аполлоническое. Близость к природе, инстинкт, страсть означают дионисическую стихию человека, как нечто иррациональное, примитивное и трагическое. Аполлоническое начало помогает воспринимать жизнь через мысль, превращая ее в сон, светлый, гармоничный и прекрасный.
Эти два начала, полагает Ницше, лишь однажды сошлись в единое целое – в аттической трагедии, где конфликты и бурные страсти заключены в изящную, полную совершенства композицию. Греческих трагиков Софокла и Эсхила молодой Ницше считал проводниками дионисизма, ведь они возродили мир гомеровских богов и с помощью аполлонических творений фантазии облегчили понимание всего мира, придав его элементам конкретные формы.
Роль музыки в искусстве
В эстетике Ницше главную роль занимает не скульптура, не живопись и даже не театр, а музыка. Возвышение музыки остается доминирующей чертой эстетики Ницше на всех ее этапах. Музыка, согласно Ницше, - «Мать всех искусств», она универсальна, из нее происходят лиризм и драматизм. Музыка – это не отпечаток бытия, а его таинственный голос: это метафизика особого рода, проникающая за пределы всех живых явлений, недоступных логике, через нее «самая сокровенная бездна вещей говорит нам ясно».
Лейтмотивы книги Ницше – рациональность оптимизм, и нравственность. Ницше считал, что греческая культура самая благороднее всего там, где она трагична: «Грек знал и переживал страхи и ужасы бытия: чтобы иметь возможность жить, он должен был ограждать себя от них лучезарными призраками олимпийцев».
Страх перед титаническими силами природы, перед судьбой, безжалостно властвующей над всеми знаниями, - все это постоянно побеждалась греками благодаря художественному промежуточному миру олимпийцев. Из глубочайшей необходимости, чтобы иметь возможность жить, греки должны были создать этих богов.
Трагедия, согласно Ницше, будучи продуктом аполлонического импульса, достигает величия и истины благодаря дионисийскому началу: «В совокупном действии трагедии дионисийское слово достигает преобладания... И благодаря этому аполлонический обман раскрывается – во время всей трагедии происходит завуалированние собственного дионисического действия, однако столь могущественного, что в конце концов оно загоняет драму в такую сферу, где она начинает говорить с дионисийской мудростью и где он отрицает и себя и его аполлонический облик... Дионис говорил на языке Аполлона, Аполлон в конце концов – на языке Диониса, и это есть высшая цель трагедии и искусства вообще».
Ницше не знает этой стороны античной драмы, которая если и не утешает, то вселяет мужество и стойкость под ударами судьбы; он перестает замечать комический старт; для Ницше это лишь мимолетный миг, светлая пауза в трагическом течении жизни; еще холоднее он относится к Греции софистов и Еврипида.
Моральной основой эллинской трагедии является для Ницше «плоский и смелый принцип поэтической справедливости». Для Ницше неприемлем аристотелевский катарсис, очищающий душу зрителя эффектами ужаса и сострадания, это не подходит «восприимчивого дионисийского зрителя».
Общее видение классической Греции Ницше бесконечно более трезво и реалистично, чем у либеральных философов. Для них в качестве идеала фигурировал только один аспект старой политики, состоявший из свободнорожденных. Вся древняя культура была связана только с этой системой отношений, производной исключительно от нее.
Можно выделить основные положения эстетической концепции Ницше:
- великое искусство рождается тогда, когда художник оказывается во власти дионисического начала, то есть всего стихийного, демонического, бессознательного. Аполлоническое начало, т. е. просвещение, разум, благость, гармония, должно молчать в момент творения;
- великое искусство возможно лишь там, где происходит разделение общества на касту рабов и касту господ;
- самое важное положение эстетической концепции Ницше – понятие мифа.