Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке
Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке

Телесное начало в человеке

Замечание 1

Тело – это единственная часть мира, которую можно прочувствовать изнутри.

Вместе с этим, поверхность тела доступна для внешнего восприятия. Осознание человеком собственного тела не обязательно должно быть ограничено его пределами. Собственное пространство человека, то есть пространство его анатомического тела, можно расширить благодаря ощущению чего-то, что находится с ним в единстве. Внешнее пространство начинается там, где человек со своими ощущениями сталкивается с исходящими от него объектами.

С феноменологических позиций опыт переживания собственного тела тесно связывают с чувственным опытом, влечениями и сознанием «Я».

Тело, без сомнений, связано с духом. Всем известно о влияния психики больного на протекание заболевания. Разум и тело в действительности являются единым целым. Их слишком долго разделяли, не рассматривая как связанные напрямую друг с другом. Такой взгляд является результатом отделения духа от тела и ограничение его сферой сознания. Единственный способ преодолеть это нарушение целостности человека – возвратить психику в тело человека. Именно там и было ее первоначальное место. Целостный взгляд на организм человека привел к пониманию, что тело пронизано духом, оживляющим психику и контролирующим его работу.

Взаимодействие духовного, телесного и биологического

Жизнедеятельность человека обуславливается единством и взаимодействием духовного, телесного, биологического и социального начал человека.

Биологический уровень состоит из темперамента, пола, возраста, состояния здоровья, роста, веса и внешности. Иными словами, любой человек – индивид.

Индивид – это человек, рассматриваемый в качестве целостного неповторимого представителя рода со своими психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылок личностного развития и индивидуальности.

Социальный уровень человека формируется на протяжении всей жизни и состоит из социального статуса, мировоззрения, образования, уровня дохода, характера и пр. Под воздействием биологического и социального в человеке и формируется личности.

Определение 1

Личность – это индивид, который выступает как субъект социальной деятельности, который имеет совокупность социально значимых черт, свойств и качеств, которые реализуются им в общественной жизни.

Определение 2

Индивидуальность – это черта психики и личности индивида, ее неповторимость.

Биологическое и социальное в человеке не являются двумя параллельными и независимыми друг от друга факторами. Они оказывают на человека одновременное комплексное воздействие, при этом интенсивность и качество их воздействия могут быть разными в зависимости от массы факторов.

Сознание и разум

Когда речь заходит о принципиальных отличиях человека от животных, человека называют разумных существом.

Определение 3

Разум – это способность понимать и осмысливать, являющаяся основой познания, то есть то, благодаря чему человек смог выделиться среди животного мира.

Сознание – это универсальная способность, характерная только для человека – осмысление бытия мира и своего положения в этом мире

Сознание является системным, органически целостным образованием, состоящим из рационального мышления, чувственного восприятия эмоции, воли и памяти, интуиции, воображения и фантазии.

Вместе с сознательным в психике здорового человека и в его личности присутствует и нечто неосознаваемое, но отраженное в его сознании, то есть подсознание иди бессознательное.

Бессознательное – это психические процессы, функции, операции и состояния, не представленные в структуре сознания.

Г. Лейбниц трактовал бессознательное в качестве низшей формы духовной деятельности, лежащей за гранью осознаваемых представлений. Кант По данной теме мы уже выполнили реферат Кант. подробнее связывал бессознательное и интуицию, доопытное знание. Фрейд видел прямые зависимости различных невротических симптомов и бессознательного.

В бессознательном обычно выделяют несколько типов:

  • никогда не осознаваемое – инстинктивные бессознательные стремления, влечения и реакции;
  • действия, ранее осознаваемые, ставшие автоматическими стереотипами в процессе воспитания;
  • сверхиндивидуальное бессознательное – архетип коллективного бессознательного – усвоенные индивидом, как членом социальной группы, типичные образцы поведения, которые он осуществляет, но не оспаривает.

Взаимосвязь в человеческой природе сознательного и бессознательного является еще одним указанием на единство биосоциальной человеческой природы.

Бытие человека

Определение 4

Бытие – это одна из философских категорий, под которой подразумевают существование человека в реальном мире, а также независимый от человеческого сознания реальный мир.

Материалистической философией бытие признано первичным, а сознание вторичным. При этом сознание подразумевает не только пассивное отражение бытия, но и активную силу, оказывающую влияние на бытие. Человеческое бытие определяют его потребности.

Маслоу А. выделял пять типов потребностей:

  • физиологические – еда, вода, секс и пр.;
  • экзистенциальные – защищенность, безопасность и пр.;
  • социальные – принадлежность к какой-либо социальной группе;
  • престижные;
  • духовные.

Возможности по удовлетворению потребностей тесно связаны со способностями человека. Способности каждого отдельного человека определяют биологические и социокультурные особенности его личности. Обычно выделяют несколько уровней способностей человека.

Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, преимущественно ЦНС, служащие биологическим основание для развития способностей.

Способности – это индивидуальные личностные особенности, выступающие как субъективные условия успешного осуществления определенного типа деятельности. Они не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте и легкости, глубине и прочности овладения способами и приемами какой-либо деятельности.

Талант – это высокий уровень развития способностей. Высшую степень творческих проявлений индивида называют гениальностью. Ее связывают с созданием качественно иных, уникальных творений, открытием ранее неизвестных творческих направлений.