Общество – это представляющая собой систему исторически сложившаяся совокупность всех форм социального взаимодействия между людьми, проживающими на одной территории.
Значение общества
Общество является древнейшей и единственной на данной момент формой существования человечества, и человека, как разумного, социального существа. Для своего развития, становления как личности человек нуждается в обществе и его продуктах – языке, культуре, нормах, ценностях, самой социальной среде. Исторический опыт детей-маугли показывает, что вне общества, вне социальной среды, ребенок не способен стать человеком в высоко-гуманистическом смысле, овладеть речью, сформировать самосознание, отделить свое Я от окружающего мира. Аналогично длительная изоляция от общества пагубно сказывается на психологическом состоянии и взрослого человека, именно по этой причине, наиболее тяжелыми формами наказаний являются одиночные камеры, а в древности, изгнание из общины было самой крайней мерой.
Общество сложный и динамичный феномен. За время существования человечества общество находится в процессе своего непрерывного развития. От первичной формы своего существования в виде рода, семьи, общество прошло долгий путь, складывания больших человеческих общностей, объединенных территориальным, государственным, а позже и национальным признаком. В современном мире на фоне процессов интеграции и глобализации происходит постепенное складывание всемирного общества, существование которого становится возможно благодаря доступным и высокомобильным средствам коммуникации, таким как интернет.
Подходы к структуре общества
По мере своего роста и развития общество приобретало все более и более сложную структуру. Численный рост обществ, рост занимаемой ими территории, а также доступных ресурсов и контактов с другими обществами, требовал большей дифференциации его членов, а также ролей и функций, которые они способны выполнять. В настоящее время определение структуры общества остается актуальной проблемой, поскольку являясь многогранным феноменом, общество охватывает все мыслимые формы активности человека, и потому сложно выбрать один-единственный универсальный базис для выделения его структуры. Существующие на данный момент подходы к структуризации общества скорее дополняют друг друга рассматривая феномен с разных сторон, чем противоречат. Среди основных подходов можно выделить следующие:
- субъектный,
- институциональный,
- деятельностный.
Субъектный подход рассматривает в качестве структурных единиц непосредственное самих субъектов, от частных, таких как конкретная личность или семья, до глобальных – сообществ, выделяемых по различным признакам (профессиональным, финансовым, конфессиональным, национальным и т.д.). Наиболее крупных коллективным субъектом, вершиной пирамиды, выступает само общество.
Институциональный подход отталкивается от представления, что общество – это не просто совокупность субъектов, а прежде всего система отношений, которая выстраивается между ними, и закрепляется в исторической перспективе. Элементами общества выступают социальные институты, такие как семья или наука, или государство. Наиболее крупными институтами выступают базис и надстройка общества, где базис представлен исторически-экономическими отношениями, материальным производством, а надстройка представляет собой политические, культурные и духовные образования, в которых закрепляется текущий уровень развития базиса.
Деятельностный подход предполагает, что существование общества невозможно без различных видов деятельности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей всего общества и каждого его члена, на уровне достаточном для их функционирования. В качестве базовых видов деятельности выделяются материальное и духовное производство, управленческая и коммуникативная деятельность.
Таким образом, выделение материальных и духовных компонентов отражено уже на уровне самой структуры общества. Однако материальные и духовные начала не только противостоят друг другу, но и тесно взаимосвязаны.
Диалектика материального и духовного в обществе
Общество представляет собой тесный сплав взаимодействующих между собой материальных и духовных начал. Наиболее ярко их диалектические взаимоотношения прослеживаются в процессах производства, как материальных, так и духовных благ.
На первый взгляд эти процессы четко разграничены. Материальное производство имеет своим продуктом сугубо материальные блага – вещи, продукты питания, механизмы и т.д., в то время как духовное не только создает нематериальные ценности – идеи, знания, ценности, но пользуется также нематериальными инструментами – мышлением и творчеством самой личности.
В тоже самое время нельзя забывать, что продуктами духовного производства могут являться и вполне материальные предметы – живописные полотна, статуи, архитектурные сооружения, наконец, любая информация существует постольку, поскольку она закреплена на каких-либо материальных носителях, от бумаги до сервера. Аналогично современное материальное производство невозможно без участия духовных продуктов – любой завод в своей основе имеет технологию производства, согласно которой выстраивается его функционирования, и эта технология является нематериальным благом. Научное знание конвертируется в материальные блага в виде усовершенствования старых или выработки новых продуктов и процессов.
Материальное и духовное также тесно сплетены и в иных областях – управлении и коммуникации, культурной жизни. Научное знание позволяет воплощать на практике новые средства коммуникации и передачи информации, которые в свою очередь модернизируют сами нематериальные процессы межличностной коммуникации между людьми, а также строение административных систем, делая их более оперативными. Материальная возможность тиражирования таких духовных продуктов как книги, музыкальные произведения, фильмы и т.д. породила феномен массовой культуры, который изменил социальный статус медийных личностей от исполнителей обслуживающих элиты, до кумиров миллионов.