Философия – это особый тип мировоззрения, в центре которого лежат логически-рациональные построения конкретного автора и системы их аргументации.
Вопрос возникновения философии
Философия является неотъемлемой частью человеческой культуры, оказывавшей в прошлом, равно как и в настоящее время огромное влияние на развитие человечества. Именно в недрах философии общество ищет ответы на наиболее вопросы своей эпохи, именно там зарождается видение не только настоящего, но и будущего человечества, которое преобразуется в практические шаги, посредством науки, политики, экономики, искусства. Однако философия не всегда сопровождала человечество. Временем возникновения первых философских систем принято считать VIII век до н.э. В этот период философия формируется сразу в трех культурах – греческой, китайской и индийской.
Возникновение философии представляет собой особую проблему, так как в настоящее время невозможно доподлинно установить совокупность факторов, повлиявших на этот процесс. Труды первых философов также не сохранились до наших дней, все что имеется в распоряжении современных исследователей – это фрагменты их учений, изложенные в трудах более поздних мыслителей, а потому значительно искаженные интерпретациями.
Вместе с тем выделяют два основных пути возникновения философии:
- мифогенный,
- гносеогенный.
Мифогенная теория утверждает, что философия сформировалась на основе мифологического мировоззрения, как попытка его переосмысления, что находит свое отражение в большом влиянии мифа и античных религиозных представлений на содержание ранних философских концепций. Гносеогенная теория указывает в качестве источника философии преднаучные знания, которые накапливались в течении веков различными обществами, и достигнув критической суммы получили качественное обобщение в виде философских концепций.
Наиболее состоятельной представляется мифогносеогенная концепция, объединяющая положения двух вышеперечисленных. Она же задает проблемный характер философии с самых первых моментов ее существования. Ибо уже перед первыми мыслителями стояла проблема соотношения мифологических представлений с актуальной для них системой знаний о мире, проблема создания единого и непротиворечивого мировоззрения, которая станет главной проблемой философии.
В своем развитии философия прошла через ряд стадий отличающихся как разными культурно-историческими условиями, так и доминированием различных проблематик, и на каждой из них в рамках философского знания возникало множество школ и направлений.
Античная философия
История европейской философии началась в период античности, с возникновения первых философских учений в древней Греции. К числу наиболее влиятельных школ можно отнести:
- ионийская (Фалес, Анаксимадр, Анаксимен, Гераклит),
- элейская (Парменид, Зенон),
- школа киников (Антисфен, Диоген),
- гедонизм (Эпикур),
- неоплатонизм (Плотин, Порфирий).
Ионийская и элейская школы относятся к числу натурфилософских. В центре их внимания находились проблемы бытия, а именно его возникновения, устройства и закономерностей существования. При этом обе школы, существовавшие примерно в одной и тоже время активно дискутировали и боролись между собой занимая противоположные позиции, В то время как ионийцы развивали представления о мире состоящих из отдельных предметов, разделенных на части, полном движения и изменений, представители элейской школы напротив утверждали целостность мира (т.е. бытие буквально состоит из единого целого которое нельзя разделить на части), иллюзорность как движения, так и самого времени, и как следствие развития. В доказательство последних тезисов и были созданы знаменитые апории, принадлежащие Зенону Элейскому.
Учение Сократа стало значительной вехой в развитии античной философии, после которого наряду с онтологическими проблемами стали рассматриваться также этические и социальные. Последние занимали центральное место в учениях школ киников и гедонистов, которые также соперничали между собой. Киники рассматривали всю человеческую культуру и историю как временную пыль перед величием природы и всеобщего разума. Никакие достижения, деяния, блага неспособны не только дать человеку смысл его существования, но даже стать надежной опорой в жизни – все преходяще. А потому человеку следует отказаться от всего и вести аскетический образ жизни, посвятив себя лишь тому что действительно имеет значение – природе. Гедонисты напротив ввели принцип эвдемонизма, согласно которому цель существования человека заключается в достижении блага и удовольствие. Однако блага понимались ими в первую очередь философски – как ведение благочестивой и умеренной жизни, постижение секретов природы и бытия.
Неоплатонизм сформировался в эпоху заката Римской империи и представлял собой развитие идей Платона, главным образом учения о триаде – Единого, Духа и Ума. Основным содержанием их философии стало представление о теснейшей взаимосвязи Единого – представляющего весь мир в конкретности единичного, с духом, который является отображением Мировой души в теле отдельного человека, и умом, который одновременно представлен материальным и метафизическим компонентом.
Новое время
В период средневековья развитие философской мысли было в значительной степени заморожена, она была поставлена в услужении религии, и постепенно накапливала потенциал, который бурной рекой прорвался в период Ренессанса и привел к возникновению философии Нового времени, качественного и уникального этапа сравнимого с античностью.
Основные проблемы философии сместились из области онтологии и этики в область гносеологии и философской антропологии. К числу наиболее значимых направлений можно отнести:
- рационализм (Декарт, Лейбниц, Спиноза),
- эмпиризм (Бекон, Локк, Юм),
- немецкую классическую философию (Кант, Гегель).
Рационалисты и эмпиристы ставили во главу угла вопросы познания, и предлагали альтернативные способы их разрешения. Рационалисты предполагали, что источником знания может являться лишь разум, который черпает объективное и истинное знание о мире через связь с богом, из врожденных идей. В нахождении нового знаний также может помочь всесторонний анализ данных опыта, который должен осуществляться по методу дедукции.
Эмпиристы напротив отстаивали первичность опыта, критерии проверяемости и практики получаемого знания, отрицая саму возможность врожденных идей. Разум рассматривался ими как необходимый, но вторичный инструмент, который работает уже с данными и впечатлениями опыта с помощью метода индукции.
Немецкая классическая философия поставила перед собой задачу построения непротиворечивой картины мира, которая объединяла бы позиции философов предыдущих эпох, в том числе рационалистов и эмпиристов, под эгидой человеческого разума, которая оказалась успешно разрешена в идеалистической диалектике Гегеля. Однако проследив развитие бытия, логику его познания, место и роль человека в мире, значение культуры с точки зрения верховенства человеческого разума и принципов рациональности, классическая философия исчерпала себя, вступив в противоречие с самой исторической реальностью и дав место для возникновения постклассических теорий таких как:
- марксизм,
- экзистенциализм,
- постмодернизм,
- неопозитивизм и др.