Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возникновение философии как проблемы. Основные направления философии: имена и школы

Определение 1

Философия – это особый тип мировоззрения, в центре которого лежат логически-рациональные построения конкретного автора и системы их аргументации.

Вопрос возникновения философии

Философия является неотъемлемой частью человеческой культуры, оказывавшей в прошлом, равно как и в настоящее время огромное влияние на развитие человечества. Именно в недрах философии общество ищет ответы на наиболее вопросы своей эпохи, именно там зарождается видение не только настоящего, но и будущего человечества, которое преобразуется в практические шаги, посредством науки, политики, экономики, искусства. Однако философия не всегда сопровождала человечество. Временем возникновения первых философских систем принято считать VIII век до н.э. В этот период философия формируется сразу в трех культурах – греческой, китайской и индийской.

Возникновение философии представляет собой особую проблему, так как в настоящее время невозможно доподлинно установить совокупность факторов, повлиявших на этот процесс. Труды первых философов также не сохранились до наших дней, все что имеется в распоряжении современных исследователей – это фрагменты их учений, изложенные в трудах более поздних мыслителей, а потому значительно искаженные интерпретациями.

Вместе с тем выделяют два основных пути возникновения философии:

  • мифогенный,
  • гносеогенный.

Мифогенная теория утверждает, что философия сформировалась на основе мифологического мировоззрения, как попытка его переосмысления, что находит свое отражение в большом влиянии мифа и античных религиозных представлений на содержание ранних философских концепций. Гносеогенная теория указывает в качестве источника философии преднаучные знания, которые накапливались в течении веков различными обществами, и достигнув критической суммы получили качественное обобщение в виде философских концепций.

Наиболее состоятельной представляется мифогносеогенная концепция, объединяющая положения двух вышеперечисленных. Она же задает проблемный характер философии с самых первых моментов ее существования. Ибо уже перед первыми мыслителями стояла проблема соотношения мифологических представлений с актуальной для них системой знаний о мире, проблема создания единого и непротиворечивого мировоззрения, которая станет главной проблемой философии.

«Возникновение философии как проблемы. Основные направления философии: имена и школы » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

В своем развитии философия прошла через ряд стадий отличающихся как разными культурно-историческими условиями, так и доминированием различных проблематик, и на каждой из них в рамках философского знания возникало множество школ и направлений.

Античная философия

История европейской философии началась в период античности, с возникновения первых философских учений в древней Греции. К числу наиболее влиятельных школ можно отнести:

  • ионийская (Фалес, Анаксимадр, Анаксимен, Гераклит),
  • элейская (Парменид, Зенон),
  • школа киников (Антисфен, Диоген),
  • гедонизм (Эпикур),
  • неоплатонизм (Плотин, Порфирий).

Ионийская и элейская школы относятся к числу натурфилософских. В центре их внимания находились проблемы бытия, а именно его возникновения, устройства и закономерностей существования. При этом обе школы, существовавшие примерно в одной и тоже время активно дискутировали и боролись между собой занимая противоположные позиции, В то время как ионийцы развивали представления о мире состоящих из отдельных предметов, разделенных на части, полном движения и изменений, представители элейской школы напротив утверждали целостность мира (т.е. бытие буквально состоит из единого целого которое нельзя разделить на части), иллюзорность как движения, так и самого времени, и как следствие развития. В доказательство последних тезисов и были созданы знаменитые апории, принадлежащие Зенону Элейскому.

Учение Сократа стало значительной вехой в развитии античной философии, после которого наряду с онтологическими проблемами стали рассматриваться также этические и социальные. Последние занимали центральное место в учениях школ киников и гедонистов, которые также соперничали между собой. Киники рассматривали всю человеческую культуру и историю как временную пыль перед величием природы и всеобщего разума. Никакие достижения, деяния, блага неспособны не только дать человеку смысл его существования, но даже стать надежной опорой в жизни – все преходяще. А потому человеку следует отказаться от всего и вести аскетический образ жизни, посвятив себя лишь тому что действительно имеет значение – природе. Гедонисты напротив ввели принцип эвдемонизма, согласно которому цель существования человека заключается в достижении блага и удовольствие. Однако блага понимались ими в первую очередь философски – как ведение благочестивой и умеренной жизни, постижение секретов природы и бытия.

Неоплатонизм сформировался в эпоху заката Римской империи и представлял собой развитие идей Платона, главным образом учения о триаде – Единого, Духа и Ума. Основным содержанием их философии стало представление о теснейшей взаимосвязи Единого – представляющего весь мир в конкретности единичного, с духом, который является отображением Мировой души в теле отдельного человека, и умом, который одновременно представлен материальным и метафизическим компонентом.

Новое время

В период средневековья развитие философской мысли было в значительной степени заморожена, она была поставлена в услужении религии, и постепенно накапливала потенциал, который бурной рекой прорвался в период Ренессанса и привел к возникновению философии Нового времени, качественного и уникального этапа сравнимого с античностью.

Основные проблемы философии сместились из области онтологии и этики в область гносеологии и философской антропологии. К числу наиболее значимых направлений можно отнести:

  • рационализм (Декарт, Лейбниц, Спиноза),
  • эмпиризм (Бекон, Локк, Юм),
  • немецкую классическую философию (Кант, Гегель).

Рационалисты и эмпиристы ставили во главу угла вопросы познания, и предлагали альтернативные способы их разрешения. Рационалисты предполагали, что источником знания может являться лишь разум, который черпает объективное и истинное знание о мире через связь с богом, из врожденных идей. В нахождении нового знаний также может помочь всесторонний анализ данных опыта, который должен осуществляться по методу дедукции.

Эмпиристы напротив отстаивали первичность опыта, критерии проверяемости и практики получаемого знания, отрицая саму возможность врожденных идей. Разум рассматривался ими как необходимый, но вторичный инструмент, который работает уже с данными и впечатлениями опыта с помощью метода индукции.

Немецкая классическая философия поставила перед собой задачу построения непротиворечивой картины мира, которая объединяла бы позиции философов предыдущих эпох, в том числе рационалистов и эмпиристов, под эгидой человеческого разума, которая оказалась успешно разрешена в идеалистической диалектике Гегеля. Однако проследив развитие бытия, логику его познания, место и роль человека в мире, значение культуры с точки зрения верховенства человеческого разума и принципов рациональности, классическая философия исчерпала себя, вступив в противоречие с самой исторической реальностью и дав место для возникновения постклассических теорий таких как:

  • марксизм,
  • экзистенциализм,
  • постмодернизм,
  • неопозитивизм и др.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot