Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Влияние философии на архитектуру

Архитектура как синтез материальной и духовной культуры

Архитектура всегда была пограничной дисциплиной между искусством и техникой. Этот неоднозначный статус делает ее понимание более сложным. Осознание ее сущности, возможно, следует начать с вопроса о том, что делает здание ценным с точки зрения архитектуры. Каким противоречивым императивам необходимо соответствовать, чтобы создать архитектурное произведение? Но получить окончательный ответ на эти вопросы мы не можем, так как архитектура — это не фиксированный набор правил и примеров, а живая культура, которая эволюционировала на протяжении веков.

С эстетической точки зрения архитектура представляет собой совокупность интеллектуальных и материальных ценностей, воплощенных в инженерных сооружениях и художественном образе, представляющем собой пространственно-временное искусство. Наряду с прикладным искусством и дизайном архитектура выполняет утилитарную и духовную функции.

В научном отношении архитектура обосновывается и как зодчество, искусство проектирования и строительства объектов, формирующих пространственную среду жизни и деятельности человека. Различают архитектуру жилых, общественных и производственных зданий и сооружений.

Как вид искусства архитектура входит в сферу духовной культуры, формирует эстетическую доминанту окружающей среды, выражая общественные представления в художественных образах, а также играет важную мировоззренческую роль, являясь образным воплощением религиозных, социальных, философских и художественных представлений людей. Говоря об этом, необходимо подчеркнуть монументальное своеобразие архитектуры, ее значение как каменной летописи, сохранившейся в веках и тысячелетиях.

С исторической точки зрения архитектура способствовала отделению человека от мира природы, развитию его творческих сил. Современная архитектура – это искусство, реализуемое в больших масштабах в густонаселенном пространстве. Однако, архитектура – это не просто искусство, а скорее философия, образ мышления человека, поскольку она создается им.

«Влияние философии на архитектуру» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Какова архитектурная ценность здания? В отличие от картины или скульптуры с художественной ценностью, архитектурный объект подчиняется смешанной логике. Его можно рассматривать:

  • как техническое достижение (конструкция, материалы, отопление, вентиляция, прокладка кабелей);
  • как пространственное устройство, отвечающее критериям использования (распределение внутренних пространств);
  • как «объект», предназначенный для создания эстетических ощущений.

В идеале архитектура должна быть синтезом этих трех измерений строительства. Автор единственного трактата об архитектуре древности, дошедшего до нас целиком, римский инженер и архитектор Витрувий еще в I веке до н.э. настаивал на необходимости уметь сочетать поиски основательности с поисками удобства и красоты.

Современным архитекторам до сих пор не дает покоя витрувианская триада:

  • прочность,
  • удобство,
  • красота.

Это соответствует основной задаче, с которой им приходится сталкиваться в своей профессии. Для любого здания соотнесение его утилитарных качеств с эстетическими соображениями часто принимает форму конфликтов, которые необходимо разрешить. Другой источник напряженности проистекает из стремления архитектуры выразить сообщение, выходящее далеко за рамки непосредственного впечатления, производимого зданием. Таким образом, суждения об архитектуре основываются на самых разных критериях. Ведь архитектура — это не только дисциплина в академическом смысле этого слова, это прежде всего культура, одновременно материальная и духовная.

Связь философии и архитектуры

Суть рассмотрения архитектуры в философии выражена первоначально у Платона. По его словам, «искусство производства», т. е. архитектура, идет к своему расцвету тогда, когда она противостоит живописи, которая производит только симулякры, вещи, которые не имеют бытия сами по себе, но находятся «на втором месте». Поэтому архитектурное производство регламентировано: оно предполагает, что мы знаем «что-то о порядке» и что это знание имманентно действиям. Теоретическое (число, мера) сотрудничает здесь с практикой; их сосуществование иерархично: исполнение (тектура) подчиняется команде (архе).

Следовательно, если «просто строить» означает управлять неодушевленным, быть архитектором — значит заниматься политикой (в отношении человека к богам, в чем преуспели древние). Потому что мир как продукт (знание которого существенно для этого архипроизводителя, являющегося архитектором) перестал поддаваться расшифровке в прозрачности своего происхождения. Утерянное, последнее появится снова только в том случае, если вмешается демиург, чтобы воссоединить чувственное и умопостигаемое. Посредника или демиурга, сшивающего воедино разъединенное, нельзя, однако, увидеть «вживую»; архитектор должен компенсировать это.

Философ Плотин считал, что знание, позволяющее строить архитектуру, должно сочетать в себе божественное и чувственное знание; тогда архитектура является «метафорой того, что собирается заново», не подавляя всякую дистанцию, а воспроизводя порядок. Поэтому о здании следует сказать, что оно является посредником: оно «возвышает душу, представляя образ невидимого», то есть единство гармонии, которую каменщик не видит, но которую архитектор видит внутренним взором. Святой Августин, со своей стороны, объяснил противопоставление архитектора, архетектоника, как фабриканта, связанного с первоначальным, и «простого» тектоника, который «не может проследить иерархию причин». Тогда представляются две возможности: либо между чувственной красотой и умопостигаемой гармонией дистанция непреодолима; либо между ними может возникнуть гармония.

Философский взгляд на архитектуру можно увидеть в произведениях Декарта. Показателен его текст «Ответов на седьмое возражение», в нем Декарт сравнивает себя с архитектором, который «копает» до «скалы» (то есть сомневается), чтобы в конце концов построить что-то основательное. Однако «фундамент», который открывает Декарт, есть ни что иное, как он сам (я) как «субстанция, которая сомневается или мыслит».

Дата последнего обновления статьи: 08.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot