Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель

Определение 1

Владимир Иванович Вернадский – выдающийся российский и советский ученый, общественный деятель, мыслитель конца XIX - первой половины XX, оказавший огромное влияние не только на развитие отечественной науки, становление советского и украинского общества, но также и на мировую научную жизнь.

Жизненный путь Вернадского в дореволюционный период

В. И. Вернадский родился в Санкт-Петербурге в 1863 году в семье статского советника Ивана Васильевича Вернадского. Уже в пять лет его семья на долгое время переезжает в Харьков из-за неблагоприятного климата столицы империи. В Харькове Вернадский получает первичное образование в классической гимназии, а также проникается глубоким уважением и симпатией к украинскому народу, культуре, истории.

Когда Вернадскому исполняется тринадцать лет его семья возвращается в Петербург, где он продолжает образование в Первой классической гимназии, а затем Императорском университете на физико-математическом факультете. Среди преподавателей Вернадского множество известнейших ученых – Докучаев, Менделеев, Бекетов и другие.

Вернадский активно занимается не только научной работой под руководством Докучаева, но также и политической жизнью – участвует в студенческих сходках, знаком с народовольцами, ведет активную общественную жизнь и деятельность. На южной из таких сходок знакомится со своей будущей супругой Натальей Егоровной Старицкой, с которой проживет вместе 56 лет.

В 1890 году по приглашению Павлова Вернадский отправляется в Москву и начинает там свою преподавательскую деятельность. Вернадский творчески подходит к поставленным задачам, впервые в практике преподавания устраивает многочисленные полевые работы для своих студентов, ориентирует их на выполнение практических исследований по кристаллографии, причем предполагающих не повторение уже известных опытов, а организацию новых, приращающих научное знание, уделяет большое внимание публикации работ своих студентов, в том числе за рубежом.

«Владимир Иванович Вернадский, российский философ, естествоиспытатель» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В научной деятельности Вернадский постоянно стремится к новым и новым рубежам, он организует многочисленные экспедиции, одним из первых начинает заниматься изучением радиоактивных веществ, и упорно создает лаборатории и станции для их исследования. В общественной жизни Вернадский активно вовлекается в политику, является одним из основателей кадетской партии в 1905 году, отстаивает интересы украинских активистов, связанные с автономией и возможным федеративным устройством России. Хотя Вернадский и не поддерживает идею о существовании Украины как независимого государства, он всячески указывает на тот факт, что украинский народ должен получить право на развитие собственной науки, культуры, образования, и что подавление этой потенции лишь усложнит ситуацию.

Биография в советский период

После Октябрьской революции Вернадский уезжает на Украину, где участвует в создании Украинской Академии наук и становится первым ее президентом. Под его руководством академия переживает пятикратную смену власти в Киеве. Вернадский покидает кадетскую партию, однако украинского гражданства не принимает, поддерживает русскую культуру в Украине, а также представление о единении исторических путей России и Украины.

После установление советской власти, сначала длительное время работает в Крыму в Симферополе, затем возвращается в Петроград, где его на небольшой срок арестовывают по обвинению в шпионаже. Однако благодаря ходатайству президента РАН Карпинского его отпускают, после чего Вернадский на некоторое время отправляется в Мурманск.

По возвращению в Петроград создает Радиевый институт, организует работу геолого-разведывательных партий по всему Советскому Союзу, участвует в разработке планов по всесоюзной электрификации. Дети Вернадского к этому времени уже живут и работают за границей, сын Георгий в США, где занимается русской историей, а дочь Нина выходит замуж за геолога Толля, изначально живет в Европе, но в связи с угрозой войны также переезжает в США.

В Великую Отечественную Вернадский вместе с семьей отправляется в эвакуацию в Казахстан, где продолжает жить и работать. Там же умирает его жена, потеря которой он переживает крайне тяжело. На 80-ти летний юбилей Вернадский награждается Сталинской премией, денежное вознаграждение которой разделяет между Фондом обороны и материальной помощью для семей своих сотрудников, а также репрессированных коллег и учеников.

В 1943 году Вернадский возвращается в Москву. Через год у него случается обширный инсульт, а в январе 1945 года он умирает.

За свою долгую жизнь Вернадский внес огромный вклад в развитие различных научных дисциплин. Им было написано свыше 400 работ, основными темами которых были:

  • минералогия,
  • биохимия,
  • геохимия,
  • история науки,
  • кристаллография,
  • радиология,
  • почвоведение,
  • организация науки и истории.

Учение о ноосфере

Определение 2

Ноосфера – это особая оболочка планеты, складывающаяся в результате деятельности людей и всевозрастающего влияния человека на геологические процессы, которая характеризуется организующим влиянием разума.

С философской точки зрения Вернадский был реалистом, признавая существование объективной реальности со всем объемом ее физико-химического разнообразия, а с другой стороны оптимистом, поскольку для него человеческий разум и знание, символизировали лучшее, что есть в человеческой природе, способность человека к развитию и гармоничному существованию.

Человек в мировоззрении Вернадского являются частью природы, продуктом ее закономерного развития, попыткой природы осознать саму себя. Будучи носителем разума, человек обладает принципиально более широкими возможностями чем любое другое существо, что позволит ему качественно преобразовать биосферу планеты, превратив ее в ноосферы – сферу разума. К основным условиям образования ноосферы ученый относил:

  • население человеком всех уголков планеты и его доминирование в биологическом мире,
  • создание единой всепланетарной информационной системы,
  • открытие новых источников энергии, способность человека влиять на геологические процессы Земли,
  • выход в космос,
  • просвещение народных масс и их допуск к управлению обществом,
  • преобразование биосферы с целью устранения глобальных проблем человечества – голода, войн, нищеты и т.д.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot