Валериан Николаевич Муравьёв – ($1884 – 1932$) русский философ, историк, публицист, дипломат, культурный деятель.
Биография
Закончил Александровский лицей, участвовал в дипломатической деятельности, был секретарём русского посольства во Франции, Гааге и Белграде. В $1917$ году стал участником и членом-учредителем «Лиги русской культуры». Был руководителем политического кабинета при министерстве иностранных дел Временного правительства.
В период с $1918$ по $1922$ год Муравьев был участником Вольной Академии духовной культуры, которую учредил Бердяев.
В $1920$ году Муравьев привлекся по делу тактического центра, был в заключении до $1922$ года. Позже поступает на советскую службу.
В $1929$ году вновь попадает под арест и о дальнейшей судьбе Муравьева не известно.
Вклад в развитие философии и культуры
Муравьев внёс свой значительный вклад в развитие русской духовной культуры, хотя прожил короткую, трагичную, малоизвестную жизнь. Занимаясь государственно-правовыми работами, Муравьев показал себя в качестве успешного и творческого мыслителя, который отстаивал интересы демократии и народного права.
В своём труде «Мелкая единица самоуправления в русском законодательстве» он раскрывал истоки земских учреждений страны, доходя до новгородской общины.
Великую октябрьскую революцию Муравьев, изначально, воспринял как культурную и национальную катастрофу. В контрреволюционной деятельности он принял участие в сборнике «Из глубины», который был запрёщен цензурой и уничтожен.
К $1920$-му году Муравьев пришёл к выводу, что необходимо найти компромисс между духовным потенциалом интеллигенции и новыми властями, которые хотят создать национальное государство. Такое взаимодействие двух сил поспособствует, по мнению Муравьёва, воссозданию и развитию русской духовной культуры.
С большим интересом Муравьёв начал разрабатывать теорию «новой и небывалой культуры», которая основывалась на истинно трудовом и общечеловеческом фундаменте и творчестве самой Жизни.
Актуальность культурологических проблем заключается в том, считал Муравьёв, что начало $20$ века характеризуется «взрывом научного творчества», который внушительно увеличил силу человеческой цивилизации. Культура стала рассматриваться в качестве закономерного результата космического развития.
В своем учении Муравьёв хотел рассмотреть данный процесс, поэтому центром его осмысления являются культура и взаимосвязь человека и времени.
Антропокосмизм
Антропокоспические идеи Муравьёв изложил в своём сочинении «Овладение временем как основная задача организации труда».
Культура является не только антропоморфическим явлением, она является частью природы и имеет космический смысл.
Культура несет в себе позитивный вектор мирового космического процесса, который тяготит к организованности.
Все, что есть в мире – это совокупность множественности элементов, которые организованы по определённому образу. Время является, в этом смысле, показателем изменчивого положения множеств, показывая их движение и усложение.
Время необратимо, но если удастся возобновить объединение тех элементов вещей, которая была раньше, то можно «воскресить» вещь и устранить необратимость времен.
Таким образом, овладение времени является основной задачей культуры, так как она понимается в качестве непрерывной передачей от одного поколения другому конкретного информационного потока, с помощью которой люди восстанавливают вещи.
Культура является времяобразующей деятельностью.
Так же Муравьёв делил культуру на:
- Теоретико-символическую, выражающуюся в науке и искусстве
- Реальную – важная и неотъемлемая часть культуры