Религия и философия всегда были тесно связаны друг с другом, а их взаимодействие порой было сложным и противоречивым.
Общее в философии и религии
Глубинная сущность и философии, и религии состоит в том, что они представляют собой типы мировоззрения. Так, философия, обладая целостностью и всеобщностью, является не каким-либо частным, конкретным, специализированным знанием, а теоретическим ядром мировоззрения, в рамках которого вырабатываются и обосновываются представления и взгляды о мире как универсуме, включающем природу, общество, человека, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На реализацию подобных целей направлена и религия.
В философии, как и в религии, поиски единого, универсального основания - первоосновы всего сущего, которое усматривалось в каких-либо напоминающих божественные начала духовно-идеальных сущностях. Это было характерно для философов Античности, особенно для мыслителей Средневековья, которое прошло под лозунгом «философия – служанка богословия», а также для выдающихся умов Ренессанса и Нового времени. Подобные представления развивались и в отечественной философии.
Философия особенно похожа на религию своим стремлением к созданию такого учения о бытии как об универсальной целостности, в которое бы органически входил антропологический компонент, содержащий интеллектуальные плоды осмысления специфики сущности человека, а также его места и роли в мироздании. Выработать именно такое целостное понимание мира, в котором нашлось бы место и для человека – это наиболее сложная и трудноразрешимая для философской мысли задача, так как рассматривать человека как просто одну из составных частей мира природы - значит заниматься малосодержательной и малопродуктивной деятельностью.
Создавая универсальную целостную картину бытия, философы должны учитывать наличие в нем наряду с природными предметами и силами наличие и активное проявление в бытии духовно-идеальных сущностей и сил, которым необходимо отводить не меньшую, по сравнению с материальными силами, роль.
Философия – это не просто систематизация, обобщение всех специально-научных знаний, основанных только на самодостаточности познавательных ресурсов, строгой и последовательной рациональности. Также и религия не означает слепого принятия на веру непостижимых, догматических и в принципе непроверяемых совокупностей идей о Божественном. А поэтому и вытекающие из подобных ложных суждений утверждения о том, что религиозные и философские убеждения принципиальной качественно разнородны, не являются состоятельными.
Сходство, общность философии и религии подтверждается многочисленными фактами своеобразной диффузии, при которой философские и религиозные идеи взаимопроникают и взаимно обогащают друг друга. Иногда становится достаточно трудным в определенном учении или в концепции, провести демаркацию философского содержания от религиозного. Так, суть платоновского мира идей – это всеобщее благо, венчающее иерархию совершенных форм, выступающее источником мысли и бытия, перед невыразимой красотой которого трепещет даже сердце мыслителя.
Отличия философии и религии
При всей указанной похожести философия и религия являются двумя качественно различными формами духовной деятельности, направленными на решение принципиально различных задач, с использованием при этом разных способов и средств. Религия направлена на систематическую коммуникацию с Богом, когда человек удовлетворяет вечную потребность в предельной прочности и достаточности, незыблемом душевном спокойствии, в радости, в освобождении от всех тягот повседневности.
Философия, в отличие от религии является совершенно независимым от каких бы то ни было личных интересов или переживаний постижением сути бытия через поиски их предельных первооснов, а скорее единого первоосновы, к которой можно свести или из которой можно вывести все эмпирическое многообразие мира.
Помимо этого, если значительная пласт философской мысли основан на разуме, то преимущественным способом религиозного постижения мира является вера.