П. А. Сорокин – это русско-американский философ и социолог, создатель теории социокультурной динамики
Теория социокультурной динамики в рамках цивилизационного подхода
П.А. Сорокин, как и многие другие представители русской эмиграции, прочувствовал на себе всю тяжесть социальных потрясений и бурь начала века – политические репрессии, две революции, гражданская война и наконец изгнание из страны, не могли не оказать влияние на образ мысли и мироощущение философа. Эмигрировав в США Сорокин знакомится с теоретическими разработками западных философов и социологов и создаёт собственную теорию в рамках цивилизационного подхода. Однако он закладывает совершенно иные смыслы в само понятие цивилизации по сравнению со своими коллегами.
Цивилизации, основой которой является культура (понятия культуры, общества и цивилизации часто выступают в его концепции взаимозаменяемыми) представляют собой ценностные системы. Именно ценности играют ключевую роль во всей социальной динамике, они задают ментальную сетку координат, в которой совершаются социальные выборы и направление развития и движения общества. Благодаря ценностям формируется специфичность каждой цивилизации, отличающая ее от других, рассматривая и изучая ценности можно проникнуть в скрытое пространство культурных феноменов, и таким образом понять саму цивилизацию.
Сорокин выделяет несколько классов ценностей:
- познавательные,
- моральные,
- эстетические,
- интегративные.
Каждый класс функционирует в своем пространстве и регламентирует активность индивидов в нем. Высшими ценностями классов выступают истина, добро, красота и польза, причем польза является наиболее значимой ценностью с точки зрения Сорокина. Благодаря интегративной роли пользы, ценности различных классов объединяются в культурные суперсистемы – термин с помощью которого социолог в своей теории и обозначает цивилизации.
Существенной особенностью теории социальной динамики Сорокина, отличающей ее от других теорий цивилизационного подхода является тот факт, что хотя Сорокин и признает наличие локальных цивилизаций с присущей им спецификой, он не утруждает себя ни их выделением, ни описанием. Напротив, он выделяет универсальные механизмы развития, которые в равной степени описывают динамику как цивилизаций запада, так и востока, так что хотя теория Сорокина и является цивилизационной, самой цивилизации в ней как бы и нет.
Механизм социальной динамики
В основу социальной динамики Сорокиным был положен классический принцип цикличности. Существуют три типа культуры, которые последовательно сменяют друг друга, по траектории цикла маятника:
- идеациональная,
- идеалистическая,
- сенситивная.
Идеациональная культура стоит в начале цикла и является целостной культурой в которой высшей ценностью выступает сверхчувственность человека и перманентное присутствие бога. Человек в рамках данной культуры живет с ясным представлением о природе и характере окружающего его мира, о цели собственного существования и тех действующих силах, которые детерминируют его жизнь. Значительное место в жизни отдается сверхчувственным явлениям божественного и мифологического вмешательство, весь мир интегрирован в единую и яркую картину. Большим преимуществом идеациональной культуры, которая доминировала в Европе в Средние века, в древней Греции в до шестого века до н.э., в брахманистской Индии, является отсутствие мук ценностного выбора для членов общества. Добро и зло отражено рельефно, личностям не нужно сомневаться и метаться между ними в поисках верного поступка.
Однако со временем идеациональная культура исчерпывает себя и маятник социальной динамики сдвигается в сторону сенситивной культуры. Наступает период смятения, отсутствия четких идеалов и однозначных ценностей, а именно идеалистической культуры. Ее основной особенностью является сосуществование ценностных систем как сверхчувственной идеациональной культуры, так и рациональной сенситивной культуры. Из-за этого общество оказывается расколотым, человек постоянно вынужден выбирать между различными моделями поведения, и никакие усилия отдельных личностей или даже государств не способны облегчить этот процесс перехода. Идеалистический период по оценка Сорокина может достигать до двух веков, после чего смена культур завершается и устанавливается доминирование сенситивной культуры.
Сенситивная культура завершает один такт цикла. Она представляет собой рационалистическую, чувственную культуру с доминированием ценностей познания, объективной науки и доказательного образа мира. Данная культура ориентирована на материалистическую деятельность, активное освоение и преобразование мира, приоритет материального над идеальным, чувственного над духовным. По своей сути сенситивная культура составляет как бы антипод к идеациональной. Примерами сенситивной культуры является римское общество, Греция в период античности, Европа в Новое время и т.д.
Однако динамика культур на этом не заканчивается, начинается обратное движение маятника через идеалистическую культуру к идеациональной. Причина такой цикличности по мнению Сорокина лежит в диалектическом характере самих культур, ни одна из них не является абсолютной и не подавляет полностью альтернативную. В сенситивной культуре сохраняются представления о сверхестественных процессах, в то время как в идеациональной, рациональный и чувственный взгляд на мир. Благодаря этим росткам и начинается новый цикл перехода.
Социальная динамика и «Закат Европы»
Рассматривая развитие культурных суперсистем в более широком контексте Сорокин отчасти соглашается с выводами Шпенглера и других сторонников цивилизационного подхода о том, что цивилизации локальны во времени, они возникают, развиваются и угасают. Угасание цивилизаций связано по Сорокину со степенью их энергичности и инертности, оно не зависит от внешних причин и продиктовано исключительно внутренней логикой развития самой культуры.
Обращаясь к европейской цивилизации начала двадцатого века Сорокин указывал на то, что она входит в стадию идеалистической культуры, маятник движется от сенситивной к идеациональной культуре и в ходе этого движения, которое продлится значительное время, европейская цивилизация вполне может исчезнуть. Однако Сорокин не рассматривает это исчезновение как трагическое событие, т.к. на смену одной цивилизации неизбежно придет новая и развитие человечества продолжится.