Революция – это коренной переворот в жизни общества, сопровождаемый уничтожением существующего политического строя и обслуживающих его структур и установлением принципиально нового, непрогнозируемого из дореволюционной ситуации, общественного порядка.
Теория революции
Представления о необходимости коренного переустройства общества, в том числе и насильственными методами, получили свое первое обоснование еще в Новое время в философии Просвещения. Так Дж. Локк в своей теории общественного договора указывал, что общество в случае невыполнения властью ее обязанностей, т.е. нарушения договора, имеет полное право не подчиняться такой власти и даже сменять ее насильственным путем.
Известный французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей политической философии указывал на необходимость отказа от права частной собственности и передачи всех прав на нее в пользу государства, а в своих поздних работах писал также о необходимости отчуждения части политических прав и свобод граждан в пользу общества, что могло достигаться в том числе и с применением силы.
Вместе с тем, окончательное оформление идея о революции, как необходимом элементе общественного развития получила в марксистской философии. Для ее обоснования К. Маркс применил диалектические закономерности развития, сформулированные Гегелем, к обществу не как духовной субстанции, а как к материальному объекту, совокупности общественно-экономических отношений, которая развивается в рамках исторического процесса.
Представления о развитии общества изложены в формационной теории К. Маркса. Согласно ей развитие общество имеет направленный и упорядоченный характер от низших форм к высшим, при этом в своей реальном историческом развитии каждое общество проходит ряд определенных стадий – формаций.
Формация – это определенная форма организации общественно-экономических отношений, обладающая специфическими особенностями для каждого этапа развития общества и определяемая доминирующим общественно-экономическим укладом.
Всего Маркс выделял 5 формаций:
- первобытнообщинная,
- рабовладельческая,
- феодальная,
- капиталистическая,
- коммунистическая.
Специфика общественных отношений для каждой формации определялась состоянием производственных сил и отношений, а также их эволюцией в рамках данной формации. Согласно представлением Маркса производственные силы находятся в постоянном развитии, они совершенствуются делая производство более эффективным и производительным. Однако производственные отношения, в первую очередь отношения собственности, которые определяют политическую структуру общества, остаются неизменными в рамках одной формации, поскольку защищают интересы выгоду приобретающего класса – эксплуататоров, которым принадлежит право собственности на средства производства. Противоречия между эксплуатирующим и эксплуатируемым классами постепенно обостряются, пока не становятся неразрешимыми без полного изменения всей системы. В этот момент осуществляется коренное преобразование общества за счет революции, количественные преобразования эволюционного развития, переходят в качественные инновации революции.
Следует отметить, что насильственный характер революции продиктован не столько стремлением эксплуатируемого класса к демонтажу старой системы, сколько нежеланием эксплуатирующего класса эту систему менять. Так в период буржуазных революций в Англии, Голландии, Франции и т.д. феодальная знать не хотела уступать свои наследственные права и привилегии и признавать права буржуазии на равное участие в политической, экономической и социальной жизни общества. Аналогичным образом буржуазия не желает идти на уступки в отношении пролетариата.
Альтернативные теории преобразования общества
Революционная теория не единственная претендует на возможность объяснения механизма общественного прогресса. Альтернативой является эволюционная теория, которая разрабатывалась целым рядом крупных философов и социологов:
- Г. Спенсер,
- Э. Дюргейм,
- Э. Теннис и др.
Общая концепция эволюционной теории состоит в параллельном осуществлении процессов дифференциации и интеграции в развитии общества. Так по мере своей эволюции общество постоянно дифференцируются возникают новые социальные институты и структуры необходимые для его функционирования (культура, религия, философия, наука, рынок, СМИ и т.д.). Каждый из этих элементов в свою очередь по мере накопления опыта начинает дальнейшую дифференциацию. Однако поскольку общество представляет собой единое и целостное образование, то параллельно с дифференциацией происходит и интеграция, выстраивание новых связей между различными структурами и отраслями, которое опять-таки дает возможность для возникновение новых структур. Таким образом общество идет по пути постоянного усложнения собственной структуры, при этом внутренние противоречия, которые не разрешаются в рамках интеграционных процессов, могут разрушить общество изнутри.
Исторические примеры революционных преобразований в обществе
Несмотря на противоречивость эволюционный и революционный подходы к преобразованию общества не исключают друг друга. В революционном подходе эволюция общества является необходимым процессом, который позволяет достичь необходимого уровня развития производительных сил, а также общественного состояния для складывания революционной ситуации.
Вместе с тем, рассматривая историческую реальность невозможно найти ни одного общества развитие, которого происходило бы без революционных событий. При этом революционные процессы могут протекать не только в политической сфере общества, но также в экономической, духовной и социальной сферах, сопровождаясь коренными изменениями в жизни людей.
Так промышленная революция повлекла за собой не только повышение производительности труда, но сформировала совершенно новые общественные классы – пролетариат и буржуазию с укладом жизни, полностью отличным от традиционного патриархального уклада земледельческого общества, при этом данное преобразования зачастую осуществлялось насильственными методами, как например в Англии где «овцы съели людей» и в результате процессов огораживания тысячи крестьян оказались не только выброшены из привычной среды обитания, но и попросту погибли.