Ноосфера – это целостная оболочка земли, включающая в себя как географическую среду обитания человека, так и биосферу, и характеризующаяся гармоничностью их существования, а также ведущей ролью производительных сил человека как геологического фактора.
Теория ноосферы Вернадского
Теория ноосферы была разработана русским ученым и философом В.И. Вернадским в 20-30-х годах прошлого века. Одним из основных вопросов которые Вернадский рассматривал в рамках своей научной деятельности было влияние живых организмов на биологический облик и процессы планеты, в том числе и человека. В своих исследованиях ученый отмечал все возрастающую роль человеческого фактора в геологических процессах, однако детерминантной такого воздействия указывал не численный рост человечества, а рост его производительных возможностей и сил. Сформировав общество, открыв науку и вооружившись технологии человечество стало оказывать решающее воздействие на земные процессы и на все оболочки планеты – атмосферу, литосферу, гидросферу и конечно же биосферу.
Вернадский предполагал, что активность человека, как высшей ступени биологической эволюции, влечет за собой эволюцию планеты в целом. Биосфера как оболочка живых существ, зона их обитания и приспособления к условиям среды, постепенно эволюционирует и сменяется ноосферой – сферой разума, в которой человек, с помощью производительных сил, сам преобразует условия среды в соответствии со своими потребностями и представлениями.
В качестве основных составляющих ноосферы Вернадский выделяет:
- человечество,
- общественные системы,
- биосферу,
- совокупность знаний и технологий.
Согласно представлениям ученого все эти компоненты должны находится в гармонии между собой. Вернадский не признавал вне природного характера человека, попытки философов и ученых поставить непреодолимую стену между биосферой, как средой обитания животных и искусственной, культурной средой обитания человека. Ученый был твёрдо уверен, что вне природной среды человек обречен на вымирание. По этой причине становление и развитие ноосферы, которое происходит уже на протяжении двадцати тысяч лет не должно происходить стихийным путем. Только разумное, научно обоснованное и бережное отношение к природе, позволит человеку установить гармоничные отношения с планетой и направлять ее развитие, а также осуществлять в этом движении и собственную эволюцию.
Однако на настоящий момент развитие ноосферы можно оценить скорее, как стихийное, т.к. в удовлетворении собственных потребностей человечество не считается с сохранением и развитием других сфер Земли и оказывает на них скорее негативное воздействие – сокращение видового разнообразия живых существ, разрушение озонового слоя земли, загрязнение воды и воздуха, массовая вырубка лесов, уменьшение площади плодородных почв и т.д.
Представления о ноосфере Леруа и Шардена
Сам термин ноосфера был предложен французским ученым Э. Леруа, который совместно с Шарденом разрабатывал собственную концепцию понимания ноосферы, отталкиваясь от воззрений Вернадского, который в начале двадцатых годов прошлого века читал свои лекции в Сорбонне.
В отличии от Вернадского понимание ноосферы которого было сугубо материалистичным и отталкивалось от его научных исследований, концепция Леруа и Шардена была в первую очередь философской. В ее основу легли воззрения неоплатоников, в частности Плотина о историческом пути человечества.
Под ноосферой философы понимали особую сферу человеческого разума, духа, которая существует параллельно и независимо от других оболочек Земли и связана исключительно с деятельностью человека, а точнее с его духовной и интеллектуальной жизнью. Человек первоначально существующий в гармонии с природой и духом, стремится выйти за их рамки посредством создания особой сферы своего бытия – сферы разума, отделяя себя от всего сущего. Однако конечным итогом его эволюции является обратное возвращение к духу, но на более высоком уровне, предполагалось, что через ноосферу человечестве воссоединится с божеством, перейдя в идеальную форму существования.
Современные взгляды на теорию ноосферы
Оценка теории ноосферы в настоящее время является неоднозначной. В частности, отдельные исследователи полагают, что В.И. Вернадский не смог создать принципиально новой теории, пересказав иными словами представления о географической среде обитания человечества. При этом не учитывается тот факт, что понятие ноосферы по Вернадскому является более обширным, оно охватывает не только непосредственные места обитания человека, но всю планету в целом, т.к. человечество в своей деятельности оценивается как глобальный фактор развития Земли.
Точка зрения Вернадского на человека как определенно природное существо, также подвергается значительной критике. Многие деятели полагают, что человечество полностью независимо от природы и способно полностью функционировать в искусственной среде обитания, а потому разумное управление процессами, воздействующими на Землю не является необходимым.
Также возникают вопросы относительно оценок Вернадского процессов становления ноосферы. Сам ученый то рассматривает их как дело будущего, то раскрывает в контексте настоящего. Это связано с тем, что Вернадский рассуждает о ноосфере в рамках геологического времени отрезки которого очень велики по меркам жизни отдельного человека. Вместе с тем Вернадский формулирует критерии разумного становления ноосферы, которые позволяют оценить прогресс ее развития в настоящий момент:
- превращение человечества в единую глобальную общность;
- развитие средств связи и коммуникации, позволяющее поддерживать и развивать глобализационные процессы;
- развитие энергетики, открытие новых видов энергии, как материальная база развития человечества;
- реальное равенство людей в обществе – политическое, экономическое, правовое;
- поднятие общего уровня жизни человечества, исключение голода, эпидемий, социальных катастроф;
- полное исключение войн из жизни общества.