Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности

Определение 1

Деятельность – это человеческая активность, направленная на изменение окружающего мира.

Понятие деятельности и ее структура

Человек и человеческое общество не могут существовать без деятельности. В ходе своей деятельности человек преобразует окружающий его мир, изменяет действительность, в том числе самого себя и все общество, а также удовлетворяет свои потребности.

Деятельность человека кардинально отличается от активности животного. Прежде всего, человек перед собой ставит цели, у него есть осознанный мотив, он выбирает их имеющихся у него средств и методов те, которые будут самыми рациональными для достижения поставленной цели. Животные свою активность основывают на инстинктах, перед ними нет осознанной цели, также не происходит выбор методов и средств, не создают новых орудий, все их средства уже созданы природой. Человеческой деятельности присущ систематический и продуктивный характер, т.е. он создает то, чего ранее не было в природной среде. Животные не способны создать нечто новое, их активность – это всегда приспособление к внешней среде. И если активность животного заложена в нем генетически, то у человека она появляется только в ходе обучения и развития в обществе, в процессе социализации. Деятельность человека постоянно усложняется, поскольку общество развивается, поэтому она носит общественно-исторический характер.

Структура деятельности выстраивается в следующую цепочку:

Объект => субъект => мотив => цель => средства => процесс => результат

  1. Объект – то, на что направлена деятельность;
  2. Субъект – тот, кто совершает действие;
  3. Мотив – то, что побуждает человека к совершению действия;
  4. Цель – осознанный образ результата, на получение которого направлена деятельность;
  5. Средства – методы, способы и предметы, при помощи которых можно достигнуть цели;
  6. Процесс – очередность действий, приводящих к достижению цели;
  7. Результат – итог деятельности, получение конечного продукта.

Практическая деятельность

Среди различных видов деятельности большое значение имеет практическая деятельность. Она представляет собой способ включения человека в окружающий его мир и активное на него воздействие с целью преобразования существующих объектов и создание новых. Через практическую деятельность человек на опыте постигает свои возможности, изучает окружающий мир, находит в нем свое место. В итоге изменяется его внутренний мир, происходит наполнение его духовной жизни.

«Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Практика реализуется в ходе субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, она всегда носит общественный характер. Она предполагает существование определенной культуры общения как условие своего существования. Помимо активного преобразования внешней среды практическая деятельность предполагает общение людей в ходе своего труда, а также совокупность ценностей, норм, правил, которые обеспечивают целенаправленный характер деятельности.

Выделяют следующие формы практической деятельности:

  • производственная практика – производство материальных предметов, данный вид деятельности лежит в основе всей жизнедеятельности человека;
  • техническая деятельность – преобразование тех или иных устройств, созданных человеком (артефактов), элемент производительных сил, определяющий характер и способ общественного производства;
  • социальная практика – преобразование социальной среды, общественных отношений, может носить революционный характер;
  • наука – особая форма деятельности, превращающаяся в непосредственную производительную силу, управляющую в том числе социальными процессами.
Замечание 1

Таким образом, практическая деятельность может быть направлена не только на преобразование материальных предметов, но и на изменение социальных отношений, социальной практики.

Важнейшая функция практической деятельности заключается в возможности проверки наших знаний и решения вопроса об истине. Только в ходе практики можно отделить истину от заблуждения. Однако возможности практики ограничены.

Познавательная деятельность

Получение знаний об окружающем мире происходит в ходе развертывания познавательной деятельности. Она реализуется на чувственном и рациональном уровнях, т.е. сначала происходят процессы восприятия, ощущения и представлений, а затем на их основе выстраиваются понятия, суждения и умозаключения. Структура познавательной деятельности не отличается от общей структуры. В качестве результата предстает знание в трех формах – практической, духовно-практической и теоретической.

Познавательная деятельность предполагает активный и целенаправленный поиск знаний. В философии этому направлению соответствует гносеология или теория познания. Начало гносеологии было положен еще в античном мире. Еще Демокрит выделил темное (чувственное) и истинное (рациональное) знание. Споры о познаваемости мира, пределах познания и истинности получаемых знаний велись на протяжении всей многовековой истории человечества. Познаваемость мира тесно связывали с практической деятельностью и возможностью опытным путем проверить результат. Однако сформировалось в истории философии направление, которое отрицало познаваемость мира – агностицизм, которые считали, что человек не сможет познать мир, поскольку ограничены сами его познавательные способности.

Замечание 2

В познавательной деятельности человека особо выделяется научное познание. В качестве основной его задачи стоит обнаружение объективных законов действительности, получение истины, ориентированность на практику.

Оценочная деятельность

В процессе деятельности огромное значение имеет ее оценка. Под оценкой деятельности понимается процесс соотношения реальных результатов с планировавшимися. Оценка на субъективном уровне очень сильно зависит от внутренней позиции человека, его потребностей, настроения. Объективная сторона оценки складывается под влиянием внешних условий, например, коллектива.

Чаще всего под оценочной деятельностью понимают контрольно-оценочную деятельность педагога. Для него это особая деятельность, которая включает в себя контроль, проверку, оценку и конечный результат – выставление отметки. Она направлена на выявление уровня знаний ученика и оказание на него воздействия с целью улучшения его навыков и умений. Учитель стремится к осуществлению оценочной деятельности беспристрастно, объективно, без учета личного отношения к ученику.

Не менее важна в деятельности и самооценка. Самооценка представляет один из центральных компонентом Я-концепции. Она представляет собой соотношение между представлением о себе как об идеале и том, что Я представляет сейчас в действительности. В отечественной психологии самооценка понимается как сравнение свих свойств и возможностей со своим окружением.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot