Экономика – это сфера общества, отвечающая за процессы производства, распределения и потребления общественных благ, а также организации и управления этими процессами на всех уровнях общественного и межобщественного взаимодействия.
Основные понятия социально-экономического управления
Рассматривая экономику многие исследователи определяют ее как совокупность разнообразных процессов, связанных с взаимодействием с окружающей средой, добычей, переработкой ресурсов и изготовлением из них благ, с обменом и перераспределением этих благ, накоплением богатства и т.д. Вместе с тем осуществление какой бы то ни было экономической деятельности невозможно без решения вопросов управления.
Управление представляет собой достаточно универсальную категорию социальной деятельности, которая рассматривается в рамках разнообразных наук. Управление пронизывает всю сферу человеческой деятельности и охватывает общество целиком. По этой причине управление экономическими процессами никогда не может быть чисто экономическим, происходит в отрыве от целостного управления обществом и всегда будет носить социальный характер.
Основными понятиями, которые разрабатываются в рамках социально-экономического управления выступают:
- экономическая информация,
- управление.
Под экономической информацией понимается вся совокупность сведений, принимаемых в экономической сфере решений, их результатов и реакции на эти решения, статистических данных и иных сведений, которые циркулируют в сфере экономики о могут быть привлечены к процессу социально-экономического управления.
Управление представляет собой стремление системы к сохранению своей качественной определенности. Управление реализуется посредством принятия управленческих решений, которые по своей сути являются откликом на содержание экономической информации о состоянии данной системы.
Информация и управление всегда сопутствуют друг другу, это взаимосвязанные понятия. Без информации никакое управление не возможно, ведь неизвестно каково состояние системы, а, следовательно, к чему ее необходимо вести, а также невозможно оценить последствия даже тех решений которые могут быть приняты. Организация управления в свою очередь предполагает сбор и циркулировали информации, наличие информации уже предполагает ведение даже самой простейшей управленческой деятельности, связанной с управлением самой информационной системой.
В зависимости от качества протекания процессов сбора, анализа информации и принятия управленческих решений, можно выделит два типа управления:
- стихийный,
- сознательный.
Стихийное управление реализуется в том случае, если оно является результатом взаимодействия множества сознательных усилий малых и самостоятельных друг от друга субъектов. Такое стихийной управление может реализовываться, например, в условиях нерегулируемого рынка, или при идеальной конкуренции.
Однако в реальных условиях экономика не может выступать саморегулирующейся системой, будучи частью общества, она управляется с помощью общественных механизмов, которые сознательно подходят к данному процессу ставя определенные цели и собирая информацию на глобальном уровне, принимая решения, которые затрагивают и регулируют деятельность всех субъектов экономики.
Организационная составляющая управления
Важнейшим компонентом организационной стороны управления выступает принцип обратной связи. Данный принцип регулирует взаимоотношения, которые выстраиваются между субъектом и объектом в процессе управления, в рамках общей управленческой структуры.
Использование принципа обратной связи является необходимым условием эффективного управления, без его осуществления циркуляция информации в экономической системе будет нарушена, а субъект управления, т.е. лицо принимающее управленческие решения и воздействующее на объект управления, не будет осведомлено не только о результатах, но и о самом факте выполнения принятого решения.
Помимо информационного аспекта, т.е. предоставления сведений от объекта субъекту в виде отчетности и статистики, принцип обратной связи имеет и организационный аспект. Он обеспечивает сменяемость объекта и субъекта в процессе управления.
Так первоначально субъект представляет собой высшее звено экономической структуры, которое приняв решение, воздействует им на объект (промежуточного руководителя или конкретного исполнителя). Однако после начала реализации данного решения, субъектом управления становится уже сам объект, который в свою очередь оказывает воздействие на более нижележащие структурные элементы системы. Кроме того, сформировав посыл обратной связи объект управления оказывает с ее помощью воздействие на субъект, который восприняв обратную связь становится субъектом управления. Так в случае неудовлетворительных результатов или неадекватности решения конкретным экономическим условиям бывший субъект будет вынужден под воздействием обратной связи переработать управленческое решение и внести коррективы.
Принятие управленческих решений
Сущность процесса управления представляет непосредственно само принятие управленческих решений.
Принятие решений – это сложный процесс выбора управленческих альтернатив, который основывается на всестороннем анализе экономической информации и учете соотношения экономического риска и выгоды.
К сожалению, в сфере экономики, равно как и во многих других жизненных сферах, экономическая информация о ситуации никогда не может быть полной и исчерпывающей, что связано с одной стороны, как с самим объемом этой информации, так с другой с ее динамизмом и отсутствием абсолютно надежных способов предсказания поведения рынка. По этой причине любое решение является вероятностным, т.е. никогда нельзя гарантировать, что эффект от его реализации будет именно таким, каким его запланировали.
Экономический риск характеризует степень вероятности неудачи, а также глубину негативных последствий, которая может варьироваться в широких пределах. При принятии решения риск всегда соотносится с возможной выгодой. Как правило наиболее рисковые решения сулят и наибольшую выгоду, в о время как более надежные, а значит и распространенные дают менее значительный эффект.