Субстанция – это часть объективной реальности, обладающая свойствами самопорождения и самодостаточности.
Понятие общества как субстанции
Понятие субстанции было введено еще древнегреческими философами и представлялось в качестве некоторой первоосновы и первоначала мира, которое детерминируется лишь самим собой и не имеет никакой внешней среды обитания, обуславливая все процессы, происходящие в бытийной реальности.
В разное время в качестве субстанции представлялись стихии (философы милетской школы), дух (идеалистические концепции от мировой души Платона, до мирового духа Гегеля), бог, и наконец, материя в рамках диалектического материализма. В настоящее время понятие субстанции часто находится за пределами философского дискурса, в том числе при рассмотрении сущности и структуры общества, в то время как оно является одним из ключевых для его понимания.
В действительности субстанции в самом строгом, абстрактном смысле этого слова, может выступать лишь сама реальность, которая либо самозародилась в некоторый момент, либо существует вечно и безусловно не имеет какой-либо внешней для самой себя среды обитания. Однако принятие реальности в качестве субстанции не отрицает возможности существования в ее рамках субстанциональных систем, обладающих свойствами самозарождения и самодостаточности, хотя и с некоторыми оговорками.
Безусловно общество, как и любая другая субстанциональная система, к которой можно отнести живой организм или биогеоценоз, не способна возникнуть из пустоты, породить саму себя в абсолютном смысле данного значения. Возникновению общества, как и жизни вообще, предшествовал комплекс причин, закономерных или случайных, а также определенные условия среды, в которых произошел данный акт. Однако общество само по себе, в отличии от продуктов человеческого труда, или органов и систем животного, например, возникло спонтанно без всякой предварительной цели или специального предназначения. В действительности невозможно сказать зачем существуют птицы, рыбы, леса или человечество. Точно также и общество хотя и имеет определенные функции и цели собственного существования, возникло без предварительного намерения со стороны кого-либо.
Аналогичным образом самодостаточность общества как субстанциональной системы не является абсолютной, общество, не способно существовать в ничто, без внешней среды, которая снабжает ее вещностно-энергетическими ресурсами. Однако оно имеет существенное отличие от самой среды, ее субстратных составляющих, таких, например, как вода, почва, горы и т.д. Она выражается в имманентности общественного бытия, его определенной независимости от законов внешней среды и следование собственным внутренним законам, которые за пределы самого общества (или организма) не распространяются. В первую очередь к таким законам относится способ связи между элементами. Если для внешней среды, субстрата характерна химическая связь – т.е. объект может быть разложен на отдельные составляющие, которые могут свободно существовать сами по себе, параллельно друг другу и т.д. (камень можно раздробить, выделить из него отдельные составляющие – кварцевый песок, примеси металлов и т.д., которые в свою очередь можно низвести до атомного уровня существования), то с субстратными объектами подобную операцию провести нельзя – их составляющие находятся в тесной связи друг с другом и не могут существовать изолированно вне единого целого, как не может осуществлять свою жизнедеятельность легкие вне человека или образование вне общества.
Кроме того, субстанциональное образование способно к самоуправлению. Оно имеет собственные внутренние источники побуждения – потребности, мотивы, инстинктивные программы, которые реализует во внешней среде. Безусловно условия внешней среды учитываются системой при реализации деятельности, но не имеют глобального, детерминирующего значения.
Субстанциональный подход к рассмотрению анатомии общества
Исследуя структуру общества, философы и ученые опираются на один из трех философских подходов к пониманию самого общества:
- субстратному,
- функциональному,
- субстанциональному.
В отличии от субстратного и функционального подходов, субстанциональный анализирует общество не с точки зрения собственных особенностей, входящих в него элементов (т.е. анатомических, физиологических, психологических и прочих особенностей людей), и не с точки зрения их функционального значения (т.е. тех отношений которые складываются между людьми в ходе их общественной жизни), а с точки зрения способа существования, самодостаточного бытия общества, как субстанциональный системы.
В качестве итога субстанционального отношения к обществу выступает представление о том, что общество представляет собой целенаправленную адаптивно-адаптирующую деятельность людей. Именно деятельность, как целенаправленная активность человека, отвечающая его внутренним побуждениям, является той субстанцией которая определяет общество, его существование во времени, структуру и взаимоотношения между элементами.
Так общественные явления (искусство, дипломатия, производство) выступают видами деятельности, люди (ученые, рабочие, политики) выступают субъектам деятельности, орудия их труда – объектами деятельности, собственность объектов представляется отношениями, возникающими между субъектами по ходу деятельности, потребности, как внутренние свойства субъекта, выступающие регуляторами этой деятельности и т.д.
Данные положения лежат в основе парадигмы деятельности, которая анализирует структуру общества исходя из совокупности всех тех видов деятельности, которые необходимы для осуществления его субстанционального существования, т.е. целенаправленной адаптивно-адаптирующей деятельности.
Деятельностный подход к структуре общества
В рамках парадигмы деятельности в структуре общества выделяется четыре основных вида деятельности:
- материальное производство,
- духовное производство,
- организационная деятельность,
- социальная деятельность.
Материальное производство включает в себя всю ту деятельность, а также отношения и социальные объекты, возникающие по ее ходу и обеспечивающие ее, которая связана с производством материальных благ, товаров, а также самих средств производства.
Духовное производство включает в себя деятельность и сопутствующие элементы связанные с получением информации и иных идеальных объектов, отраженных в материальном носителе, который делает их доступными для общественного потребления.
Организационная деятельность представляет собой образование связей между элементами общества – субъектами и объектами, в ходе иных видов деятельности, а также отношения управления, от администрирования до политики.
Социальная деятельность распадается на организованную деятельность общества по обеспечению существования и развития индивида, а также его собственную активность.