Философские категории следствия и причины появляются на стыке принципов всеобщего развития и взаимосвязи. С позиции принципа всеобщего развития, причинность определяется посредством динамики: любое изменение и развитие, то есть трансформация в сторону возникновения нового параметра, имеет свою причинно-следственную связь. С точки зрения всесвязывающего принципа, причинность будет определяться как один из основных способов связи – это генетическая связь процессов и явлений, где одно порождает другое: причина порождает следствие.
Причина и следствие
Причина является уникальной категорией, так как она по своей сути есть универсальной. В нашем мире нет никаких явлений, которые не имели бы следствия, или не имели бы причины. Если говорить с категоричностью, то наш мир имеет в наличии только причину и следствие, но причина также может быть и обстоятельством, и внутренним противоречием, и внешним явлением.
Именно природа есть связывающим звеном бесконечной цепи причинно-следственных связей.
Причина и следствие не располагаются друг за другом в единой цепи, но переплетаются и, иногда, даже сливаются. Тем не менее, причинность невозможно рассматривать лишь как действие, которое направлено на одну сторону: со стороны причины на следствие. Это связано с тем, что причинность прежде всего – внутреннее содержание не только связи, но и взаимодействия явления.
Взаимодействие является одним из важнейших типов связи, которые имеют временную длительность. Именно данный тип усложняет картину причинно-следственных отношений.
Таким образом, следствие и причина являются отдельными звеньями в контексте целостного и единого процесса.
Причина и условие
Разные причины могут вести к одному и тому же месту, так само как и разные пути. Одна причина может послужить началом развития нескольких процессов и, в конце концов, следствий. Причина не имеет абсолютную однозначность, так как ее результат напрямую зависит от типа и характера определенного явления, которое направляется на ее продуцирование.
Например, сильное тепло будет плавить воск, но в то же время закалять сталь. Вместе с этим следствие, каковым является тепло, является результатом множества причин: трения, действия солнечных лучей, механического воздействия, электричества, химической реакции и т.д.
Таким образом, необходимо понимать, что одна причина может порождать множество следствий и наоборот, одно следствие может являться результатом продуцирования и наличия множества самых разнообразных причин.
Объективная целесообразность
Существует множество видов индетерминизма, которые оспаривают объективно-причинную связь процессов и явлений. Иной аспект проблематичности, которая непосредственно связана с причинностью, представляет отдельная область знания – телеология. Она предполагает наличие учения об целевом, особом виде причинности. Когда мы наблюдаем достаточно адаптированную для нормальной жизнедеятельности и существования разумную организацию всех представителей животного царства, гармонию космического начала, мы задаем и задавали ранее себе вопрос о первичности всей этой гармонической, а если и нет, то сформировавшейся мировой природы. Именно причина и является основным интересующим человека фактором развития его собственного внутреннего и духовного мира.