Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторы эконометрики

Все предметы / Эконометрика / Факторы эконометрики

Выбор факторов эконометрики

Оптимальный выбор факторов и проблема их обоснования в эконометрике проводится на основе следующих типов анализа:

  • содержательный (теоретический) анализ,
  • количественный (статистический) анализ тенденций.

В процессе содержательного анализа решают вопросы целесообразности ввода в модель определенных факторов по их экономическому смыслу.

Пример 1

Примером может быть двухфакторная производственная функция (типа Кобба-Дугласа), выстраиваемая на предположении, что объем выпуска экономической системы находится в зависимости от числа и размера используемых основных фондов и затраченного труда.

В ходе содержательного анализа решают проблему определения факта наличия взаимосвязей явлений, при этом каждое явление может быть представлено разнообразными наборами факторами, в том числе и их комбинациями. По этой причине в исследованиях содержательного анализа невозможно определить состав независимых переменных модели однозначно.

Пример 2

В процессе исследования закономерностей динамики производительности труда на предприятии отбирают следующие факторы: численность и квалификация рабочих, количество основных фондов, энерговооруженность и др. В этом случае, например, квалификация выражается соответствующими показателями (средний уровень образования, разряд и др.).

Два подхода к определению факторов в эконометрике

Факторы, которые выражают одну и ту же причину, могут быть связаны между собой. По этой причине одновременное включение данных факторов в модель не будет целесообразным, так как одна и та же причина учтется 2 раза.

Замечание 1

Таким образом, на стадии обоснования эконометрической модели, решают задачу выбора самого предпочтительного состава независимых факторов между несколькими альтернативными вариантами.

Готовые работы на аналогичную тему

Существует два основных пути решения этой проблемы:

  1. Априорное исследование характера и силы взаимосвязи рассматриваемых переменных, в процессе которого в модель включают те факторы, которые будут более значимыми в своем непосредственном влиянии на зависимую переменную. В то же время из модели исключают малозначимые факторы.
  2. Апостериорное исследование, предполагающее первоначальное включение в модель всех отобранных на стадии содержательного анализа факторов. Их состав уточняется на базе анализа качественных характеристик построенной модели, а также на основе силы влияния каждого фактора на зависимые переменные.

Модель может содержать несколько незначимых факторов, при этом их одновременное удаление не требуется. Недостаточная значимость большого количества факторов можно объяснить воздействием «наихудшего» из незначимых факторов, при этом на следующей стадии расчета они могут оказаться значимыми.

Достоинства и недостатки априорного и апостериорного подхода к факторам

Априорный и апостериорный пути отбора факторов обладают достоинствами и недостатками.

Априорный подход:

  • Недостаточно обоснован,
  • Использует «прямые» (количественного характера) индикаторы «силы» взаимосвязи рассматриваемых величин, при этом не принимает во внимание на особенности общего воздействия независимых факторов (эффект «эмерджентности»).

Апостериорный подход отбора факторов кажется более приемлемым потому, что целесообразность включения в модель каждого фактора определена всем комплексом взаимосвязи переменных.

Тем не менее, когда общее число факторов будет большим, не будет гарантий того, что несущественные (ложные) взаимосвязи не будут преобладать над основными связями.

Замечание 2

На данном этапе при наличии большого количества отбираемых для включения в модель факторов, полезно варьировать при обосновании их эффективного состава оба подхода (апостериорный и априорный).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Эконометрика» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис