Философия являет собою мировоззренческую позицию, которая основывается на категории рефлексии в отношении существующего мира. Основная задача философии заключается в установлении основных и первичных истин, которые служат принципами или истоком для других истин. Философия устанавливает истины посредством доказательства и исследования, как и другие науки. Таким образом, философская мысль пытается посредством рациональных средств создать предельно обобщенную картину мира и мировоззренческую позицию.
Рисунок 1.
История систематизации философского знания
Конструкция философского знания начала появляться еще в эпоху античности. В $IV$ в. до н. э. стоики создали схему, которая с определенными коррективами актуальна и в современном мире: философия берет свои первоистоки из логики, после чего следует физика как знание о природе, затем – этика как знание о человеке, возможностях постижения мудрой и осмысленной жизни.
В $XVII$ в. увеличенное внимание уделяется гносеологии – теории познания. В понимании этого периода гносеология как наука была обширнее логики, так как рассматривала вместе с рациональным и эмпирический уровень познания (ощущение, восприятие, представление). Отдаленно от физики появляется наука онтология, а само понятие «физика» приобретает совершенно иной характер в связи с появлением специально-научного, опытного знания.
В Новое время происходит конкретная перестройка конструкции философской мысли. И. Кант в «Критике способности суждения» определяет три части философии и взаимосоотносит их с тремя «способностями души», в частности с познавательной, практической (желание, воля) и эстетической возможностями, которые есть у человека от самого рождения. Таким образом Кант трансформирует философию в учение о целостности добра, истины и красоты, что на порядок увеличивает трактовку философии только как теории и методологии научного познания.
Ф. Гегель разрабатывает особую конструкцию философского знания в форме «Энциклопедии философских наук». Он выделяет три области философии:
- философию природы;
- логику, совпадающую с диалектикой и теорией познания;
- философию духа (философские науки о государстве и праве, всемирной истории, искусстве, религии и непосредственно философии).
В последствие Гегель определяет новую категорию Абсолютного духа, что стала основной концепцией всего его последующего учения, предметом исследования гегельянства и неогегельянства.
Структура современного философского знания
Философская наука в современном мире имеет более разветвленную конструкцию. Это разветвление производится областями реальности, которые человек способен выделить и исследовать. В соответствии с определенными областями и происходит формирование основных разделов философии.
Рисунок 2.
- Посредством осмысления природы и Вселенной возникает онтология как знание о бытии. Здесь изучаются проблемы бытия и небытия, идеального и материального бытия, бытия природы, общества и человека.
- Философское осмысление общества и истории в единстве формирует такие научные дисциплины: социологию, философию истории, социальную философию, аксиологию, философию культуры.
- Философское осмысление человека определяет такие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию.
- Философская антропология занимается исследованием одной из главнейших проблем философии – тему человека: обретение его сущности, анализ ретроспективных методов его деятельности, открытие исторических форм его бытия. Главный круг проблем: природные, социальные и духовные посредники развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.
- Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.
Рисунок 3.
Специфические черты философского знания
Философское знание имеет особенные специфические черты, которые могут проявляться только в данной научной структуре. Основу составляет двойственность философского знания, вследствие чего невозможно считать философию научным знанием, как таковым, тем не менее, она имеет в своем арсенале отдельные черты научного знания.
Помимо этого, философия являет собою теоретическую мировоззренческую позицию, обобщая ранее накопленные человеческие знания. Также, важное место занимает и предмет философского знания, которые объединяет три направления исследования: человек, природа и общество, вследствие чего и возникает соотношение мир-человек.
Таким образом, философия – это очень сложное и неоднородное образование, которое состоит из множества отдельных дисциплин. Тем не менее, правильнее будет полагать, что все дисциплины имеют в своем арсенале определенную долю философии.