Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

От древности к средневековью: два типа умозрения

Спор даосов и конфуцианцев

Замечание 1

Основным предметом дискуссий между представителями школы конфуцианцев (оригинальное название «служилых»), и представителями даосского направления был вопрос о наличии или отсутствии моральных оснований в действиях «Тянь, которому приписывалось осуществление контроля над общкеством (например, когда оно отвечает стихийным бедствием на аморальные поступки людей). Если первые признавали и отстаивали данную идею, то вторые отрицали даже всякую возможность проявления каких-либо аффектов типа «гнева», «благорасположения» и т.д. у природы-неба).

Эти по существу противоположные мировоззренческие установки, согласно одной из которых (даосистской) человек – это по преимуществу или даже исключительно существо природное (вещь), а согласно второй (конфуцианской) – преимущественно существо социальное (функция), достаточно рано в китайской философии начали примиряться. В первом случае человек является по сути «вещью», «одним из» тьмы природных существ, во втором он является почти исключительно социальной «функцией», «отцом», «сыном», «властителем», «подданным», «мужем» и т.д. Из-за очевидной взаимодополнительности этих характеристик было развито (а впоследствии и утверждено как официально признанная доктрина) направление, в котором «диалектически» примирялись данные противоположные тенденции, которое относится к «натуралистическим».

Представители этого направления – натуралисты (натурфилософы) считали, что недопустимо игнорировать ни одну из указанных сторон человеческой природы; но ведущую роль все же следует отводить «естественному порядку вещей» (тянь дяо), которому должны подчиняться «человеческие правила» (жэнь дао). При этом проблема наличия-отсутствия аффектов у неба-природы намеренно исключалась из числа актуальных вопросов, чтобы был возможен компромисс.

Различия в мировосприятии

Даосы и конфуцианцы по-разному воспринимали мир.

Замечание 2

Так, для конфуцианцев характерна бинарность, дихотомичность мышления. Они познавали явления, опираясь на факт их противоположность, выделения противопоставленных пар по типу «природного — культурного», «покоя — движения», «добра — зла», «субъекта — объекта» и т. п. И природу человека конфуцианцы рассматривали как состоящую из четко разделенных и противопоставленных «природного» (страстей) начала и «культурного», начала, призванного к обузданию первого.

«От древности к средневековью: два типа умозрения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Конфуцианский стиль мышления, являясь предпосылкой аналитического познания мира, способствуя упорядочиванию картины мира, одновременно «разбивал» его на оппозиции, лишая этим его цельности. При этом все то, что не укладывалось в сформированную ими искусственную картину мира, искажалось или игнорировалось. Так же и результатом конфуцианского воспитания становилась внутренняя конфронтация, ведущая к внутриличностным конфликтам.

В даосском мировосприятии общественные нормы и правила воспринимались в качестве:

  • насилия над личностью;
  • условности, искусственного образования, уже из-за этого препятствующего проявлению подлинной сущности человека;
  • фактора, усиливающего отчуждение человека от мира.

Для даосского мировидения характерна целостность, объединение так называемых «противоречий», которые истолковывались как неразделимые взаимодействующие полюсы целого, при этом их взаимодействие наделялось значением источника движения и развития. Единение с первоначалом Дао способствует стиранию грани между субъектом и объектом, между «Я» и «не-Я», между индивидом и окружающим миром.

Для приверженцев конфуцианского мировоззрения была характерна опора в основном на рефлексивные слои сознания, они преобразовывали себя посредством самоанализа и самоконтроля. Целью осознанного усвоения ли (нравственного принципа, означающего строгое следование требованиям ритуала), самовоспитания было уравновешивание природного и культурного начал в личности. Основной же задачей даосских практик было открытие в себе изначально присущего космического начала, чтобы оно действовало через индивида.

Дата последнего обновления статьи: 28.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot