Спор даосов и конфуцианцев
Основным предметом дискуссий между представителями школы конфуцианцев (оригинальное название «служилых»), и представителями даосского направления был вопрос о наличии или отсутствии моральных оснований в действиях «Тянь, которому приписывалось осуществление контроля над общкеством (например, когда оно отвечает стихийным бедствием на аморальные поступки людей). Если первые признавали и отстаивали данную идею, то вторые отрицали даже всякую возможность проявления каких-либо аффектов типа «гнева», «благорасположения» и т.д. у природы-неба).
Эти по существу противоположные мировоззренческие установки, согласно одной из которых (даосистской) человек – это по преимуществу или даже исключительно существо природное (вещь), а согласно второй (конфуцианской) – преимущественно существо социальное (функция), достаточно рано в китайской философии начали примиряться. В первом случае человек является по сути «вещью», «одним из» тьмы природных существ, во втором он является почти исключительно социальной «функцией», «отцом», «сыном», «властителем», «подданным», «мужем» и т.д. Из-за очевидной взаимодополнительности этих характеристик было развито (а впоследствии и утверждено как официально признанная доктрина) направление, в котором «диалектически» примирялись данные противоположные тенденции, которое относится к «натуралистическим».
Представители этого направления – натуралисты (натурфилософы) считали, что недопустимо игнорировать ни одну из указанных сторон человеческой природы; но ведущую роль все же следует отводить «естественному порядку вещей» (тянь дяо), которому должны подчиняться «человеческие правила» (жэнь дао). При этом проблема наличия-отсутствия аффектов у неба-природы намеренно исключалась из числа актуальных вопросов, чтобы был возможен компромисс.
Различия в мировосприятии
Даосы и конфуцианцы по-разному воспринимали мир.
Так, для конфуцианцев характерна бинарность, дихотомичность мышления. Они познавали явления, опираясь на факт их противоположность, выделения противопоставленных пар по типу «природного — культурного», «покоя — движения», «добра — зла», «субъекта — объекта» и т. п. И природу человека конфуцианцы рассматривали как состоящую из четко разделенных и противопоставленных «природного» (страстей) начала и «культурного», начала, призванного к обузданию первого.
Конфуцианский стиль мышления, являясь предпосылкой аналитического познания мира, способствуя упорядочиванию картины мира, одновременно «разбивал» его на оппозиции, лишая этим его цельности. При этом все то, что не укладывалось в сформированную ими искусственную картину мира, искажалось или игнорировалось. Так же и результатом конфуцианского воспитания становилась внутренняя конфронтация, ведущая к внутриличностным конфликтам.
В даосском мировосприятии общественные нормы и правила воспринимались в качестве:
- насилия над личностью;
- условности, искусственного образования, уже из-за этого препятствующего проявлению подлинной сущности человека;
- фактора, усиливающего отчуждение человека от мира.
Для даосского мировидения характерна целостность, объединение так называемых «противоречий», которые истолковывались как неразделимые взаимодействующие полюсы целого, при этом их взаимодействие наделялось значением источника движения и развития. Единение с первоначалом Дао способствует стиранию грани между субъектом и объектом, между «Я» и «не-Я», между индивидом и окружающим миром.
Для приверженцев конфуцианского мировоззрения была характерна опора в основном на рефлексивные слои сознания, они преобразовывали себя посредством самоанализа и самоконтроля. Целью осознанного усвоения ли (нравственного принципа, означающего строгое следование требованиям ритуала), самовоспитания было уравновешивание природного и культурного начал в личности. Основной же задачей даосских практик было открытие в себе изначально присущего космического начала, чтобы оно действовало через индивида.