Начала Китайской философии
Формирование китайской философии приходится на 7 - 6 века до нашей эры, то есть на рубеж эпох Чуньцю (8 - 5 века до нашей эры) и Чжаньго (5 - 3 века до нашей эры), когда правила династия Чжоу. Начала китайской философии обычно связываются с учением Лао-цзы, называемым даосизмом (6 век до нашей эры), с конфуцианством (сформировано Конфуцием в 6 – 5 веках до нашей эры) и «Книгой перемен» (8 - 4 века до нашей эры).
Так как единый критерий периодизации китайской философии отсутствует, то для разделения ее на этапы используются различные подходы. [Замечание]
Подход, основанный на порядке смены правящих династий
Это самобытный китайский «династийный» подход, В таком случае речь может идти о философии периода Чуньцю-Чжаньго, философии периода двух династий Хань и т.п.
В рамках данного подхода китайское «средневековье» представляется как состоящее из целого ряда эпох (носящих имена царствующих домов):
- иногда – конца эпохи Хань (3 век до нашей эры);
- периода династии Вэй-Цзин и Северных и Южных династий (до 5 века);
- периода Суй-Тан (вторая половина 5 века – до 10 века);
- периода династий Сун, Юань, Мин (середина 10 века – середина 18 века);
- периода династии Цин (с середины 17 века, иногда – до 1911 г., когда произошла Синьхайская революция).
Восходящий к Х. Келлеру и принятый в европейской науке подход, основанный на выделении в истории трех этапов – древности, средневековья и нового времени
-
Древняя философия (6 век до нашей эры. – 3 век до нашей эры)
Для данного периода характерно бурное развитие (особенно в 6 - 5 веках до нашей эры) философии в Китае, именно тогда образовываются «сто философских школ», которые были объединены по следующим направлениям (школам):
- даосизм (школа «даоцзя»);
- конфуцианство школа («служилых людей»);
- легизм или школа законников (школа «фацзя»);
- моизм (школа«моцзя»);
- номинализм (школа «минцзя»);
- натурфилософия (школа «иньянцзы»).
-
Средневековая философия (приходится на 3 - 19 века нашей эры).
В рамках данного подхода начало Китайского Средневековья обозначается примерно 3-4 веками, а переход к Новому времени 19 веком, то есть временем, когда начались «опиумные войны». «Средневековая эпоха» в Китае, в данном подходе, рассматривается как период с 4 века до 18 века, а в расширенном варианте с 3 по 20 столетия.
Начинается данная эпоха, когда в Китай из Индии проникает буддизм. Несколько столетий спустя, в Китае на основе индийского варианта буддизма (в форме махаяны) была создана своя, китаизированная версия - чань-будцизм. Именно из чань-буддизма, а также неоконфуцианства и неодаосизма образовался «тройственный философский союз» в средневековую эпоху.
-
Новая философия (с 19 века и по сей день).
В 19 веке происходит мощная экспансия стран запада в Китай, в результате чего в китайскую культуру были привнесены совершенно чуждые ей элементы культуры западных стран – христианские ценности, европейская наука, литература, философия и т. п.
Таким образом, это принятый в европейской науке и философии линейный подход, в котором немного смещаются хронологические вехи.
В соответствии с ним иногда выделяются не три, а четыре периода:
- древнюю философию (VII - III вв. до н.э.),
- средневековую философию (3 век до нашей эры – 19 век нашей эры),
- новую философию (середина 19 века - 4 мая 1919 года, с событиями которого связывается начало «культурной революции» в Китае),
- новейшую философию (с 1919 года по настоящее время).
Подход, основанный на выделении направлений китайской философии
В каждом из них выделяются периоды в соответствие с изменением содержания. Так, конфуцианство состоит из раннего конфуцианства, ортодоксального конфуцианства, сунского неоконфуцианства, современного конфуцианства и т.д.