Ведическая литература – традиция индийской мысли
Замечание 1
Развитие самобытной индийской философии пролегает через переосмысление традиции брахманизма, через комментирование ведической литературы.
Веды – священные тексты, ведущие свою историю с того момента, когда индоевропейцы еще не разделились на две ветви: индийскую и иранскую. Веды образуют четыре самостоятельных текста:
-
Ригведа – самая древняя часть блока ведической литературы, содержит в своем составе более $1000$ гимнов. В нее входят как рассказы о «жизни» индоевропейских богов, так и высказывания на светские темы (о нравственности, любви и т.д.)
-
Яджурведа – сборник текстов, используемых при жертвоприношении. Частично здесь есть заимствования из Ригведы.
-
Самаведа – это совокупность заимствованных из Ригведы текстов, связанных с жертвоприношением Сомы. По стилистике они похожи на поэтическое произведение, смысл которого раскрывается по ходу религиозного действия.
-
Атхарваведа – по времени появления эта книга ведической литературы самая молодая. В основном ее содержание носит практический характер, повествует о связи духовной сферы с жизнью человека.
Каждый из этих текстов в свою очередь структурно делятся на:
-
Самхиты – это собрания гимнов ведической религии, в которых кроме самого содержания религиозной формулы, содержится указание на жреческий род, создавший ее.
-
Брахманы содержат описания древнейших религиозных действий, толкования понятий, использующих в них и древние философские теории.
-
Сутры примыкают к Брахманам и призваны более подробно разобрать содержащееся в них; они играют своего рода роль догматики ведической религии.
В $VI-V вв. до н.э.$ мудрость, указанных ведических текстов, критикуется. Эта критика исходит со стороны следующих школ – адживика, буддизм и джанизм. Адживика представляет собой религиозно-мистическое учение странствующих индийских аскетов. Исследователи считают эту школу предшественницей буддизма и
джайнизма
. Представители адживики фаталисты, практиковали вегетарианство и ахимсу (ненасилие).
Эпоха "борющихся царств" в Древнем Китае
Замечание 2
В Древнем Китае происходили похожие процессы. Там так же как в Индии многие традиционные положения религии и нарождающейся философии подвергались сомнению.
Традицией, на основе которой, в последствии, начала зарождаться самобытная китайская философия, стало два текста:
-
«
Ши цзин»
(«Книга песен»), которая представляет собой совокупность народных песен о повседневных явлениях и проблемах жизни простого человека (о любви, справедливости и т.д.). Книга эта стала своего рода энциклопедий жизни Китая той эпохи, ее духовным зеркалом. Кроме того, книга является образцом китайской поэзии.
-
«И цзин» («Книга перемен»), идеи которой получили развитие в даосизме и конфуцианстве. Первоначально этот текст использовался для практики гадания. Впоследствиии он превратился в философский трактат. На основе знакомства с текстом рождались различные его комментарии. Так для конфуцианства было характерно обращение к моральному и социальному содержанию, в то время как, для
даосизма
– вопросы нумерологии и космологии.
Новый импульс китайская философия получает в $VII-VIII вв.$, когда в обществе происходили политические и социальные изменения. Это сопровождалось расцветом идеологической работой мысли. Указанный период называют "золотым веком" китайской философии. К этому времени относится появление основных школ мысли:
- Конфуцианство – этическое и политическое учение, теория государства
- Даосизм – аскетическая практика Китая.
- Моизм – социальная теория, утверждающая совершенствование общества через приобщение к знанию.
- Легизм – проблематика государственного управления и социальная теория.
Итак, процесс появления философской мысли как в Индии, так и в Китае происходил через критику положений традиционной религиозной мысли.