Средневековая философия
К Средневековью относят временные рамки европейской истории с конца первой трети $VI$ в. до $XVII$ в.
Становление философии средневековья начинается параллельно с зарождением христианской религии, претендующей на статус мировой.
Христианская религия возникает областях восточной Римской империи и распределяется в Средиземноморье. В этот момент регулятивной оказывается теологическая идея, которая соотносится с новым типом мышления.
Особенность средневековой идеи обуславливается иудео-христианской и античной традициями. Библия становится важнейшим и авторитетным текстом этого исторического периода. Иудео-христианская культура и ее репликация стали основными фактороми в структурировании иной средневековой философской парадигмы.
Да данном этапе регулятивным становится тип мышления, соотносящийся с теологической идеей и античной традицией.
Библия как авторитетный источник знания.
Ветхий Завет совпадает с Танахом, который состоит из трех частей:
- иудейская Тора (Пятикнижие Моисея):
- «Бытие»,
- «Исход»,
- «Левит»,
- «Числа»,
- «Второзаконие»,в котором сформулирована классическая формулировка монотеизма),
- Пророки
- Писания.
Текст Ветхого Завета дошел до нас в многочисленных рукописях. Самым важным и древним переводом является Септуагинта, на которой основан христианский канон. Она появилась во $III-II$ вв. до н.э. в Александрии Египетской при Птолемее II. Данный перевод был сделан специально для Александрийской библиотеки.
В состав Нового Завета входят четыре канонических Евангелия:
- от Матфея,
- Марка
- Луки
- Иоанна.
В $382$ г . Иероним Стридонский перевел на латынь Ветхий и Новый Заветы. Канонический свод христианских книг определил к $IV$ в. на $2$ Соборах: Никейском $(325)$, на котором был сформулирован символ веры, Первом Константинопольском соборе $(381)$ – догмат о святой Троице.
Первым систематизатором христианской теологии является Ориген Александрийский, который считал Писание сводом всей мудрости, а Ветхий Завет - предвосхищением Нового. Христианское учение не довольствуется одной верой. Все, что есть в мире, лишь отсылает к божественному логосу. Бог есть чистое мышление, мыслящее само себя. Он абсолютная единица, трансцендентная миру.
Изначально средневековую философию приоритетно представляли в качестве совокупности эклектических идей, этот факт опирался на авторитетное мировоззрение этого периода. Основополагающие лейтмотивы этого периода– богословские мысли, касавшиеся того, как понимать Бога, Троицу и творение.
Таким образом, философию было принято считать «служанкой богословия». В этом философы Нового времени полагали ее второстепенный и незначительный статус.
Всё представление о философии, её терминология копировалось с представлений о ней в Античности, следовательно философию Средних веков понималась псевдофилософией. В таком случае долго считалось, что независимого философствования в в эту эпоху не существовало. Но нужно иметь в виду, что философия средневековья была не просто философией, а состоянием сознания конкретной исторической эпохи. Это историческая форма духовного бытия.
Средневековая философия отрицала свободу мысли, так как представляла авторитарный, догматичный характер. Предписания Священного текста полагалось ею как что-то нерушимое и истинное.
Основаниями философии Средневековья были монотеизм, теоцентризм (признание Бога источникам и основой всего сущего), провиденциализм (это непрерывное осуществление в истории божественного замысла по спасению мира и человека), креационизм (творение мира по Слову из ничего), эсхатологизм (учение о конце исторического процесса, предопределенного уже в самом его начале), традиционализм.
Проблематичными философии Средневековья выступали вопросы о: корреляция веры и разума, блага и природы, свободы воли, проблематичность в вопросе универсалий и доказательства бытия Бога.
Средневековую философию можно разделить на следующие периоды:
- Экзегетика,
- Апологетика,
- Патристика ($2–6$ вв.),
- Этап становления схоластики ($7–12$ вв.) – Боэций, Эриуген, П.Абеляр,
- Расцвет схоластики -$13$ век–Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский.