Типология школ индийской философии
Средневековая индийская философия – это совокупность различных школ и направлений.
В рамках индийского средневековья выделяется два ключевых типа школ: ортодоксальные и неортодоксальные.
- Неортодоксальные школы – джайнизм, буддизм и материалистическая школа чарвака.
- Ортодоксальные школы – вайшешика, веданта, миманса, ньяя, санкхья и йога.
Неортодоксальные школы
Джайнизм является одним из самых древних учений Индии. Основателем его считается Махавира Вардхамана (около $VI в. до н.э.$).
Учение джайнизма – это реализм (мир реально существует) и плюрализм (мир имеет несколько субстанциональных основ).
Источники знания - восприятие, логические выводы и свидетельства, исходящие из авторитетного источника. На их основе человек познает мир. Универсум состоит из четырех элементов: пространства (акаша), времени (кала) и причин движения и покоя («дхарма» и «адхарма»).
Джайнисты признают наличие души. Количество душ равно количеству живых тел, т.е. она присутствует и у животных, и у растений. Души имеют разную степень своего развития. В природу каждой души заложено стремление к совершенству.
Буддизм как религиозное и философское учение рождается из жизни и трудов Гаутамы Будды. Учение буддизма имеет практическую направленность, связанную с совершенствованием своей жизни согласно нравственным положениям. В последствии, буддизм развил и теоретико-философскую сторону своего учения.
Основой буддизма являются «четыре благородные истины» Будды, посвященные осознанию того, что есть страдание и каков путь его преодоления.
- утверждение наличия страдания в мире;
- страдания человека вызваны определенными причинами, которые заключены в непрекращающемся желании человека и разочаровании из-за их постоянной неудовлетворенности;
- призыв к прекращению стремления к удовлетворению желания, т.е. прекращение страдания;
- определение пути, прекращающего страдание (восьмеричный благородный путь) и достижение нирваны как полного освобождения от страдания.
Чарвака – материалистическое учение в рамках философии Индии.
Источник знания – только восприятие. Оно дает сведения о материальном мире, состоящем из четырех элементов: огня, воздуха, земли и воды.
Чарвака отрицает наличие души в человеке. Он материален, что выражается в его телесности. Он обладает сознанием, которое есть порождение материальной составляющей в человеке. Существование Бога и посмертной жизни человека не имеют доказательств. Поэтому цель жизни человека – наслаждения в земном мире.
Ортодоксальные школы
Вайшешика. Материалистическая направленность учения: мир состоит из атомов, которые не сотворены и не могут быть уничтожены. Все вещи мира как обладающие телом, так и нет, имеют общую сущность. Вместе с этим признается наличие вечной нематериальной души.
Веданта. Учение представляет собой осмысление ведической литературы и упанишад. В веданте признается наличие абсолютной духовной сущности. Мир есть иллюзорность, из-за незнания человек представляет его реальным. Цель жизни – обретение знания о том, что мир является иллюзией.
Миманса. Призыв к возвращению к Ведам. Веды не только текст, но и высшая духовная субстанция. С помощью логики и теории познания можно познать суть природы и звконы высшей реальности.
Ньяя. Заимствование метафизики вайшешики. Разработка теории познания, логических категорий. Введение понятия силлогизм.
Санкхья. Древнейшее философское учение. Материальная первопричина мира –пракрити. Пракрити – субстанция, не имеющая формы. Таковую ей придают три качества – ясность (саттва), тамас (тьма) и стремление (раджас). Духовная субстанция – абсолютная душа (пуруша), невидимая, но присутствующая во всем мире. Взаимоотношение пракрити и пуруши (дуализм) – появление основных принципов существования мира.
Йога. Учение обращает внимание на психологические категории и применение их на практике. Йога близка к философии санкхьи.