Фигура автора
«Средневековая философия Индии» - книга В.К. Шохина, советского и российского исследователя философии Индии.
Кроме индийской философии в сферу его научных интересов входят вопросы этики, теории компаративного анализа философской традиции, философского анализа религии и аксиологии.
Особенности философской позиции В.К. Шохина
В.К. Шохин предлагает новую периодизацию истории развития индийской философии. Здесь он обращается к изучению источников индийской мысли, написанных на языках пали и санскрите. Это дает ему возможность описать ранний период религиозно-философской рефлексии в Индии.
Начало индийской философии Шохин относит к середине $I тысячелетия до н. э.$, когда впервые появляются комментарии и споры вокруг содержания религиозного учения. Для исследователя важно наличие сталкивающихся мнений, присутствие практики толкования текста как таковой.
Смысловой центр индийской философии, по мысли ученого - комментарий. Ее движущая сила развития – это существование различных школ, спорящих между собой. Основной вид выражения философских идей – это диалог, который строится на основе силлогизма.
В рамках исследования этики В.К. Шохин занят осмыслением метаэтических категорий. С точки зрения ученого ценности и блага, отождествляющиеся в современном мире с процессом удовлетворения потребностей, на самом деле индивидуальны и не могут быть всецело одинаковыми у большого числа людей.
Как исследователь философии религии Шохин стоит на позиции утверждения положения о разграничении философии религии и философских рассуждений, присущих теологии.
Основные идеи книги В.К. Шохина «Средневековая философия Индии»
- Периодизация индийского средневековья. В.К. Шохин стоит на позициях, в Индии традиция средневековой мысли по большому счету не прекращалась никогда. Индия имеет сохранившиеся от древних теолого-религиозные концепции, а от сравнительно недавнего XIX века – попытки мыслить по-европейски. Поэтому идейный и духовный центр индийской философии – средневековье.
- Школы индийской философии. В рамках традиционного обращения к типологии различных школ при изучении индийской мысли Шохин выделяет их шесть и дает краткую характеристику каждой.
- Философская методология и практика работы. Ученый обращается к изучению фигуры индийского философа. По его мнению, индийский философ – это схоласт. Основной тип работы философской мысли – комментарий. Методология философского рассуждения строится на основе логических теорий: тезис-антитезис-доказательство ложности антитезиса, что делает первоначальный тезис истинным.
- Индийская и западная примеры схоластики. Исследователь для сравнения индийской и западной схоластики устраивает эксперимент, он как бы помещает средневекового европейского философа в среду философской культуры Индии. Таким образом, устанавливаются сходства (большое внимание к вопросам логики и проблеме универсалий) и различия (отсутствие в Индии рассуждений о связи между Богом и сотворенным им миром, между телом и душой).
- Онтология. Главным вопросом онтологических рассуждений средневековой индийской философии Шохин называет осмысление первопричин появления мира. Второй основной вопрос – количество душ. Индийские мыслители признают как множественность духовного начала, так и строгий монизм.
- Гносеология. Рассуждения о сути истины и знания в рамках средневековой индийской философии не имели «чистого» характера, т.е. не были оторваны от практического применения. Все шесть основных школ индийской философии в той или иной степени, как указывает исследователь, касались вопроса истинности или ложности знания.
- Этика. Шохин указывает на практическую направленность индийской философии. Этому способствует особое внимание индийского мыслителя к этической проблематике. Для него важно осмыслить, что есть страдание, каков путь к его преодолению, что есть благо и совершенство и как его достичь.