Философское знание
Первоначально термин «философия» относился ко всем теоретическим знаниям, накопленным человечеством. Но философия не стремится понять истину, она исследует процесс формирования идеалов, проверяет способность идеалов существовать в действительности. Философия исследует содержание ценностей, а не истин.
Философское знание критично по своей природе, критика есть способ существования и развития философии. Существует традиция, согласно которой философ формирует идеал и проверяет его соответствие существующим условиям; он обязан критически относиться к социально-политическим условиям бытия. Если исчезает критичность, то философия превращается в религиозное мировоззрение.
Философское знание рационально в своей основе. Единственным средством развития является разум. В центре философских проблем стоит проблема человека, все остальное вторично.
Понятие «философия» означает совокупность теоретических и практических знаний, постоянно накапливаемых человечеством и включающих в себя не только практические наблюдения и выводы из них, но и мысли людей о мире и о себе.
Опыт — это и непосредственный поток чувств, и память. Аристотель называл опыт средством познания. В начале своей «Метафизики» он учит, что всякое знание начинается с опыта. Многие философы сегодня настаивают на том, что опыт включает в себя не только ощущения, непосредственное знание внутренних состояний, таких как переживание эмоций, но и перевод своих действий в решение, а также разнообразные переживания, связанные с разными состояниями знания.
Опытный человек часто обладает впечатляющим уровнем практических способностей, собирает факты и знает по памяти, какие вещи подходят друг другу. Например, шаман опирается на собственный опыт и опыт предыдущих поколений и может использовать для лечения различные растения. Аристотель утверждает, что человек, набравшись опыта, может знать что-то как оно есть, но не почему оно так – это следующий уровень познания. Это знание, которое состоит не в накоплении фактов, а в общих принципах причины и следствия.
Например, биохимик не обладает такими практическими знаниями о растениях и их воздействии, как шаман, но поскольку он знает причину и следствие, он может найти лекарство от конкретной болезни. Его знание более общее, и в некотором смысле он знает многое, чего никогда не знал, потому что общие принципы причины и следствия универсальны.
Наука занимается сбором числовых данных, а затем описанием закономерностей в этих данных. Появляющиеся закономерности можно использовать для прогнозирования будущих тенденций или событий.
Позитивизм, философское течение, основанное Огюстом Контом (1798-1857), базируется на эмпиризме. Огюст Конт является основателем современной социологии, которая в значительной степени основана на статистике и отдает предпочтение статистическим моделям, а не причине и следствию. Аристотель мог бы сказать, что подход Конта — это не наука, а просто собирательство без понимания. Этот опыт реконструируется по определенному методу.
Мудрость в философии
В отличие от знания место и роль мудрости в философии определить еще сложнее. Отношения между философией и мудростью становятся проблемой там, где первая возникает из второй, при этом философия явно отличается от более древних или современных традиций мудрости. Самообозначение философии как «друга мудрости» (philosophia) неоднократно программно интерпретировалось в истории философии и нередко служило отправной точкой для определения собственного образа себя. Ценность мудрости признавалась в том, что она позволяла принимать практические решения и служила ориентиром в поведении и образе жизни человека.
В то время как Гомер, Пиндар или Гераклит все еще использовали софию (мудрость) в ее первоначальном значении как «искусство по отношению к чему-либо», Сократ в своих беседах показал свое непонимание общих вопросов, и за его изречение: «Я знаю, что ничего не знаю» был назван Дельфийским Оракулом «мудрейшим». Мотив, на котором основывает свое высказывание Сократ, есть мудрость, соответствующая человеческим способностям, в противоположность мудрости, превосходящей их, как божественной мудрости, которая должна определять философский, а отчасти и богословский дискурс о мудрости на Западе.
В аллегории Платона о пещере мудрость относится к познанию реального мира путем отказа от обманов и ошибок повседневного знания, общественного мнения и общепринятых предрассудков. Озабоченность феноменом мудрости — вот что характеризует философов. Основное внимание уделяется взгляду на мир идей с точки зрения добра. Со времен Платона мудрость была одной из четырех главных добродетелей.
В своей метафизике Аристотель говорит о мудрости, что это «знание определенных принципов и причин». В шестой книге «Никомаховой этики» он описывает мудрость как интеллектуальную добродетель или дианоэтическую добродетель, которая относится к неизменному и необходимому. Он видит в ней сочетание двух интеллектуальных добродетелей:
- науку (эпистема),
- разум (нус).
Стоицизм разработал идеал стоического мудреца, чья совершенная добродетель в крайних случаях позволяет ему быть счастливым даже под пытками. В эллинистическом иудаизме мудрость становится центральным понятием отношения к Богу:
- с одной стороны, мудрость — это способ, которым Бог действует в мире (мудрость творения) и то, как он говорит с людьми (мудрость Торы);
- с другой стороны, мудрость, есть действительная форма обращения человека к Богу в благочестивом богопознании и добродетельном действии. Ее можно даже представить мифической женщиной, дающую совет (Книга Притчей) или танцующую перед Богом.
Мудрость, которую греки называют Софией, есть знание причин и принципов, подобных науке, но отличающихся от нее. Наука ищет общие принципы в конкретной области. Каждый новый закон, который может понять наука, в свою очередь трактуется как принцип (исходная точка объяснения).
Мудрость связана еще и с неким особым отношением к жизни, когда человек становится нечувствительным к пустякам, перестает искать мимолетных удовольствий. Эта мудрость, вероятно, проистекает из глубокого чувства хрупкости жизни, которую нельзя растрачивать попусту. Образ такого мудреца можно встретить в древности – у киников, стоиков, эпикурейцев и эклектиков поздней античности.