Сущность мышления и психики
Мышление – это психический процесс моделирования закономерностей окружающей действительности на основании аксиоматических положений.
Декарт исходной точкой для построения достоверного базиса науки называл сомнение в общепринятом знании. Можно сомневаться во всем, но само сомнение точно существует. Сомнение – это один из актов мышления. Таким образом, сомнение является достоверным фактом, но существует только благодаря тому, что существует само мышление. Это положение т выступает в качестве искомой достоверной опоры знаний.
Ясность и отчетливость мышления ошибочно названа Декартом необходимым и достаточным признаком любого достоверного знания. Таким образом, критерий истинности знания заключен не в практике, а в сознании людей.
Психика – это способность живого существа создавать чувственные и обобщенные образы внешней действительности и реагировать на них в соответствии со своими потребностями.
Психика человека – это целостная совокупность явлений и состояний его внутреннего мира. Сознание – часть психики. Психика может охватывать не только процессы сознания, но и подсознания и даже бессознательные процессы.
Выделяют два главных подхода к изучению человеческой психики – идеализм и дуализм. Идеализм утверждает первичность сознания, а дуализм – независимость сознания и материи друг от друга.
Материализм говорит о первичности материи и исторической, и гносеологической. Она выступает в качестве носителя и причинного возникновения, а сознания является производным от материи.
Сущность сознания
Сознание – это высшая, характерная только для человека и связанная с речью функция головного мозга, которая заключается в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.
Сознание может быть противопоставлено материи не выходя за рамки основного вопроса, за этими рамками противопоставление невозможно, оно становится относительным, так как сознание – не самостоятельная субстанция, а свойство материи. Иными словами, сознание неотрывно от материи. Абсолютное противопоставление сознания и материи приведет к тому, что сознание превратится в некоторую самостоятельную субстанцию, которая будет существовать вместе с материей.
Психические явления тесно связаны с мозгом как свойство и его материальный субстрат, которому и принадлежит данное свойство. С другой стороны, возникающие в сознании психические образы схожи по своему содержанию с теми материальными объектами, которыми они были вызваны.
Сущностью сознания выступает его идеальность, которая выражена в том, что образы, составляющие сознание не обладают свойствами отражаемых в сознании предметов, процессов нервной системы, на базе которых сформировались.
Идеальное является моментом практического отношения человека к окружающему миру, отношением, опосредованным формами, которые были созданы предыдущим поколением, в первую очередь способностью к отражению в материальных формах языка и знаков, а также превращению их в реальные предметы через деятельность.
Идеальное – это не что-то самостоятельное относительно целостного сознания, им характеризуется сущность сознания по отношению к материи. В этом смысле идеальное дает возможность более глубоко осмысливать вторичность высшей формы отражения. Такое понимание актуально только, когда изучаются соотношения материи с сознанием и отношения сознания к материальному миру.
Идеальное и материально таким образом не разделены непреодолимой преградой, идеальное, как и материальное – идеи в человеческой голове, которые претерпевают некоторые преобразования. То есть человеческий мозг преобразует, трансформирует материальное в идеальное.
Сознание само по себе существовало не всегда. Оно сформировалось в процессе исторического развития материи, с усложнением ее форм, в качестве свойства высокоорганизованной материальной системы.
Для материи характерно свойство, схожее с сознанием – это отражение. Отражение характерно для любого материального образования. Оно выступает как момент любого взаимодействия. Отражение, в общем смысле, - это изменение одного явления под влиянием другого.
Структура сознания
Сознание имеет четкую структурную организацию, представляющую систему элементов, между которыми существуют закономерные отношения. Наиболее четко в структуре сознания могут быть выделены осознание вещей, а также переживание, то есть отношение к содержанию того, что именно отражается.
Развитием сознания предполагается, в первую очередь, получение определенного объема новых знаний. Познанию вещей характерен разный уровень проникновения и степени ясности понимания. На основании этого и выделены философское, обыденное, научное и прочие типы познания.
Ощущения, понятия, восприятия, мышление – включены в единое ядро сознания. Однако они не исчерпывают свою структурную полноту сознания, оно состоит и из акта внимания, как необходимого своего компонента. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов располагается в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы и события вызывают в нем не только всплывающие образы познания, но и эмоциональный отклик. Богатая сфера эмоциональной человеческой жизни состоит из непосредственного чувства, настроения, или эмоционального самочувствия и аффектов – ярости, ужаса и пр. Чувства и эмоции – это компоненты сознания. Сознание не может быть ограничено лишь познавательной деятельностью и соответствующими процессами, направленностью на объект и эмоциональной сферой. Намерения любого человека будут притворены в жизнь благодаря волевому акту. При этом сознание – это не совокупность всего множества элементов, входящих в его состав, а их интегрально сложно структурированная целостность.