Человек – это психобиосоциальное существо, принадлежащее к виду Homo Sapiens, развивающееся и существующее в социальной реальности.
Проблема человека и его природы в философии
Проблема человека в философии существует издревле, однако вплоть до девятнадцатого века и становления философской антропологии она находилась в свернутом виде, разрешаясь в рамках более глобальных онтологических проблем.
Так наиболее известное определение человека в античной философии принадлежит Платону – «двуногое существо без перьев, с широкими и плоскими ногтями». В античном мировоззрении человек все еще слит с природой, является ее неотъемлемой частью наряду с животными, растениями, природными объектами и явлениями.
В средневековье, под давлением христианства представление о мире, а соответственно о сущности и природе человека меняется. Человек мыслиться в первую очередь как духовная субстанция, только его душа и имеет ценность и истинное бытие, в то время как все биологическое не только переходящее, но еще и порочно.
В Новое время под влиянием науки начинает складываться дуалистическое понимание человека. С одной стороны человек – это тело, которое познается средствами объективных наук и подчиняется определенным законам своего существования, с другой стороны человек – это сознание, мыслящая сущность, которая недоступна для научных исследований, но сама выступает субъектом какой-бы то ни было человеческой активности. По мере накопления научных данных о человеческой психике, а также о ее связи с мозгом и процессами высшей нервной деятельности, становится очевидным, что говорить о человеке как союзе двух независимых и относительно самостоятельных начал не приходится, человек представляет собой некое единство.
Подходы к природе человека
Существуют четыре основных подхода к природе человека:
- биологизаторский,
- социологизаторский,
- биосоциальный,
- концепция целостной социальной природы человека.
Биологизаторские подходы основываются на представлении о человеке как в первую очередь биологическом существе, все формы активности которого можно в конечном итоге свести к биологическим потребностям и детерминантам. Отличием человека от животных выступает его более высокий уровень развития и необходимость существования в обществе, которое само по себе вступает в противоречие с естественной природой человека. Так в рамках психоаналитической концепции вся активность человека, все формы его творческой, научной, общественной, трудовой и иной деятельности привязаны к удовлетворению двух инстинктивных желаний – жизни и продолжения рода с одной стороны, и саморазрушения с другой.
Социологизаторские подходы напротив предполагают, что человек прежде всего социальное существо, его биологическая природа не имеет большого влияния на деятельность человека, а по мере формирования второй культурной природы и искусственной среды обитания и вовсе потеряет какое-либо значение. Социологизаторское представление о человеке достаточно распространено в экзистенциальных философских системах.
Биосоциальный подход стремится уравнять при рассмотрении человека значение как социальных, так и биологических факторов. Данный подход получил широкое практическое применение, поскольку знание физиологических особенностей человека, его ограничений и возможностей, напрямую влияет на эффективность самых различных видов деятельности – от обучения и производства, до организации туристических поездок.
Концепция целостной социальной природы человека исходит из положения о том, что человек есть социальное существо, в природе которого, в свернутом виде закреплены закономерности иных уровней организации материи – биологического, химического, физического. Социальный уровень организации материи рассматривается как порождение биологического, который в своем развитии вышел за его рамки и образовал собственное, специфическое и сложноорганизованное жизненное пространство. Хотя биологические механизмы присутствуют в человеке они подчинены более высоким социальным закономерностям их реализации, так, например, в отличии от животных, человек редко реализует свои потребности напрямую, как правило их удовлетворению предшествует длительная цепочка действий. Вместо того чтобы удовлетворить голод первым попавшимся съедобным предметом, человек идет в магазин, покупает продукты, готовит их и только потом ест.
Проблема врожденного и приобретенного
Одним из вариантов проблемы социального и биологического, является проблема врожденного, т.е. детерминированного генетически, и приобретенного, т.е. сформировавшегося в ходе жизнедеятельности, под воздействием среды. Данная проблема поднимается во многих науках о человеке, в том числе и в психологии, для которой проблема генезиса большинства феноменов стоит особенно остро.
Как ни удивительно, но такие традиционно биологизаторские направления как психоанализ или бихевиоризм, в формировании психического склада человека, его привычек и индивидуальных особенностей отдавали предпочтение среде. Так психоаналитики одними из первых обратили внимание на важность ранних детских лет и переживаний в складывании личности человека, его психологических травм, защит, комплексов. Бихевиористы хотя и рассматривали процесс научения и социализации человека по прямой аналогии с процессом дрессировки животных, отрицая существование сознания, личности и каких-либо еще нематериальных психологических феноменов (кроме поведения), также отдавали первенство факторам среды. Дж. Уотсон, основатель бихеовиоризма, говорил о том, что может вырастить из ребенка кого угодно от гениального врача, до гениального вора.
Вместе с тем клинические подходы указывают на определенную значимость биологических, врожденных факторов. Так наследственность является значимым фактором риска для большинства психических расстройств, включая различные формы зависимости. Наследственность играет большую роль в формировании задатков. Темперамент как динамическая основа психической деятельности также наследуется более чем на 80%, в то время как характер, напротив, задается средой.