Жизнь афинского мудреца
Сократ родился около 469 г. до н.э. в Афинах. Его рождение пришлось на «нечистый» день, поэтому он считался «фармаком», т.е. человеком, который в случае общественной беды мог быть принесен в жертву богам. Родителями его были скульптор Софрониск и Фенарета, повивальная бабка. Его учителями были Дамон и Конон, он слушал лекции Анаксагора и Архелая. Несомненно, он был образованным человеком. В начале своей жизни он был известен как неплохой скульптор, однако его склонность к философии и ораторскому искусству победила. Сократ был женат два раза, имел несколько сыновей, младшему из которых на момент смерти Сократа было всего семь лет. Однако Сократ был плохим семьянином и практически не заботился о своей жене и детях.
Сократ участвовал в Пелопонесских войнах как ополченец-гоплит, показал пример личной храбрости. Принимал участие в сражениях при Потидее (430 г), при Делии (424 г), Амфиполе (422 г). Во втором периоде войн Сократ уже не принимал участия. После целого ряда поражений, Афины одержали в 406 г. до н.э. победу при Аргинусских островах, однако из-за плохой погоды не смогли похоронить своих убитых. По возвращению в Афины победивших стратегов придали суду. Сократ выступал как их защитник, однако его не послушались. Сократ также был наставником афинского полководца и политика Алкивиада, и даже спас его жизнь в бою. Сократ выступал против установления в Афинах тирании.
В мирное время практически не покидал Аттику, однако его образ жизни совсем не походил на тот, который вели философы в Греции. Он был ярым спорщиком, ходил в старой одежде и босиком, не брал подарков и платы, прослыл как бессребреник. Он проповедовал свою идеологию на площадях и улицах города, видя свою цель в борьбе с софистами и воспитании молодежи. У него было много учеников, однако за обучение он не брал денег, в противовес софистам.
В 399 году до н.э. Сократу предъявили обвинение в том, что он не чтит богов и развращает юношество. Сократ опроверг обвинение, но судьи признали большинством голосов его виновным и приговорили к смертной казне. В своей последней речи Сократ заявил, что он уже стар и не боится смерти, ибо в Аиде он надеется встретиться с Гомером и другим замечательными людьми.
Незадолго до казни к нему пробрался ученик Критон и сказал, что стража подкуплена и Сократ может сбежать. Но тот отказался на том основании, что надо уважать государственные законы, пусть сейчас он и осужден несправедливо. Свой последний день он провел с учениками и семьей. После того, как ушли родственники, Сократ выпил чашу растительного яда и тихо умер. Со слов Платона, Сократ перед смертью попросил учеников принести в жертву петуха Асклепию. Такую жертву приносили обычно после выздоровления, тем самым Сократ хотел показать, что через смерть тела наступает освобождение души.
Сократ оказал огромное влияние на всю древнегреческую философию. В частности, под его влиянием возникли следующие школы:
- школа киников;
- школа киренаиков;
- мегарская школа.
Философия Сократа
Сократ не оставил после себя текстов, предпочитая написанию трактатов живые беседы с учениками. Сведения об этих разговорах дошли в следующих источниках:
- труды Платона;
- воспоминания о Сократе Ксенофонта;
- Защита Сократа на суде, записанная Ксенофонтом;
- сочинения Аристотеля;
- комедии Аристофана «Облака», «Лягушки», «Птицы».
Такой набор лишь косвенных источников в какой-то момент заставил ученых усомниться в самой историчности фигуры Сократа. Однако сейчас в том, что Сократ существовал, практически никто не сомневается.
В центре философии Сократа находится нравственный человек, в этом его главное отличие от существовавшего до него антропоцентризма. Девизом Сократа по жизни стали знаменитые слова, расположенные у входа в дельфийский оракул, «Познай самого себя». Для Сократа смысл данной фразы заключался в стремлении познать себя как нравственное и общественное существо. Поэтому вся его философия сосредоточена вокруг этики, природу же он не считал объектом для изучения. Сократ говорил, что трава и деревья в лесу ничему не могут его научить, в отличие от людей в городе.
Для Сократа истина и нравственность между собой одинаковы. Все хорошее и прекрасное основано на добродетели и справедливости, человек, поступающий по справедливости, совершает хороший поступок, а значит, мудрый. В качестве трех основ для добродетели Сократ выделял:
- умеренность,
- храбрость,
- справедливость.
Только тот, кто владеет ими, может считаться «благородным человеком». Добродетели можно учиться, поскольку она сама неотделима от знания. Если люди будут знать, что есть добро, а что зло, то перестанут поступать безнравственно.
В основе общественного мироустройстве он видел земледелие, противопоставляя его ремеслу и торговле, которые, по его мнению, разрушают порядок общины и губят души. Тем самым он выступал как защитник аристократической традиции.
Метод Сократа
Сократ для обучения разработал особый метод, который заключался в сочетании иронии и майевтики. Общее название его метода - диалектика. Ирония, буквально означающая притворство, заключается в специфическом подходе в диалогу, который призван вскрыть внутренние противоречия в исследуемом тезисе. Надевая на себя личину «простачка», который ничего не знает, Сократ предлагал собеседнику ответить на ряд вопросов. В итоге в разговоре высказывания собеседника доводились до абсурда, тем самым показывалось несоответствие его словам и поступкам. Так открывалась истина. Свою роль в этом процессе Сократ сравнивал с помощью повивальной бабки, помогая собеседнику «разродиться» истиной.
Таким образом, метод Сократа заключался в ироничных разговорах с учениками, в которых путем наводящих вопросов он приводил их к открытию очевидных вещей. Любые сомнения ведут к тому, что нужно глубже узнавать самого себя, а также действовать так, чтобы слова и поступки не расходились между собой.
Сократ стал воплощением истинного свободного философа, свободного от материальной привязки к бытовому комфорту. Он своим образом жизни подкреплял свои слова, чем и производил впечатление на современников.