Понятие и классификация методов познания
Великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель считал, что не только результат исследования, но и путь к нему должен быть непротиворечивым и истинным. В переводе с древнегреческого языка метод означает путь к цели. Другими словами, это требования и правила, предъявляемые к деятельности исследователя. Метод представляет собой средство достижения знания и преобразования действительности. Он формируется на основе научных концепций, цель которых изучение связей исследуемых феноменов с окружающей реальностью.
Классификация способов познания основывается на различных принципах:
- по степени общности и широте применения.
- по способу отношения субъекта познания к объекту познания.
По степени общности методы можно разделить на:
- всеобщие (диалектический и метафизический).
- общие (логический и научный).
- частные.
Первый тип представляет собой подходы к исследовательской деятельности, которые используются во всех сферах науки. Но в частных сферах они проявляются довольно необычно. К примеру, эксперимент в естествознании и в социальных науках имеют существенные различия.
Общелогические методы являют собой способы мыслительной деятельности, которые распространяются на любой процесс получения знаний, включая повседневное, научное или вненаучное знание. К ним относятся такие феномены, как дедукция и индукция, анализ и синтез. Данные приёмы мышления сформировались из практики общества и индивида.
Сущностные характеристики анализа
Анализ – это процесс мысленного или реального расчленения предметы, явления на части. Применяется как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях научного познания. Эмпирический анализ представляет собой обычное расчленение чего-то целого на его составные элементы. А вот теоретический имеет несколько иную природу. Его сущность в выделении в объекте исследования составляющих, не всегда заметных эмпирическому взгляду. Всегда нужно учитывать особенности исследуемого предмета.
В зависимости от специфики изучаемого объекта методы познания разделяются на различные сферы науки:
- математические.
- социальные.
- медицинские.
- технические.
- естественнонаучные.
- гуманитарные.
Кроме того, для разных сфер действительности также имеют место быть свои, частные методы познания. К ним, в частности, относится социально-философский анализ. Выделенные по различным признакам методы научного познания могут дополнять и взаимопроникать друг в друга.
Объект и предмет социально-философского анализа
Социально-философский анализ применяется для исследования процессов и феноменов общественного бытия. Его объектом выступает социум, как средство взаимодействия индивидов друг с другом и с окружающим миром. Общество – это не что иное, как постоянно изменяющаяся реальность, которую преобразуют как большие группы людей, так и отдельно взятая личность.
Цель такого анализа заключается в выявлении общих закономерностей развития общественной жизни, изучении алгоритмов во взаимодействии людей. Эти цели достигаются при помощи исследования исторически однородной уникальности социальной жизни.
Деятельность человека, его отношения с другими людьми – способ существования социальной реальности. Она проявляет себя в различных процессах, действиях, и явлениях, со свойственными им закономерностями. В ходе анализа человеческой организации, взаимодействия индивидов друг с другом можно сформулировать и уточнить понятие общества, его сущностные характеристики, признаки, содержание. Предмет социально-философского анализа заключает в себе знание всеобщего о целостности бытия группы. Это имеющиеся и только оформляющиеся знания об алгоритмах функционирования социума, условиях его прогресса и регресса, развития и застоя.
Нужно отметить, что общество может трансформировать не только собственное бытие, но и состояние окружающей действительности, посредством накопления, отбора, хранения, переработки и последующего использования опыта. Этот опыт хранится и применяется в последующем при помощи различных институтов и разного рода знаковых систем.
У рассматриваемого нами анализа имеется широкий спектр возможностей. Этот спектр позволяет изучать не только взаимодействие социума с другими сферами действительности, но также исследовать алгоритмы и сущностные признаки развития, разнообразные стороны общественной жизнедеятельности человека, а также больших и малых групп людей.
Философский анализ общества
Философское осмысление сущностных характеристик общества имеет два аспекта: исторический и логический. Социум в собственном смысле слова появляется только в ходе формирования первобытной общины. Община развивалась благодаря совершенствованию орудий труда, когда появлялись всё более сложные приспособления из дерева, камня, кости и т.д. Всё это приводит к тому, что человек со временем накапливает огромный массив опыта и знаний. В данных условиях прежняя форма стадного объединения людей медленно, но верно стала трансформироваться в сложную систему общественной организации. Поэтому стадные отношения наших предков с течением времени стали превращаться в отношения социальные. Жестикуляции превращаются в языковую систему. Итогом всего этого становится преобразование первобытной психики в сознание, в основе которого вербально-понятийное мышление и знание. Человек превращается в творца, в хозяина природы, теперь он не подстраивается под среду обитания, а преобразовывает её по своему усмотрению, насколько конечно позволяет техническое развитие. Так возникла социальная реальность, которая среди прочих типов объективной реальности – биологической, геологической, химической, физической, информационной, – заняла с тех пор своё особое место.
Философский анализ общества предполагает рассмотрение социального бытия во всех его деталях, во всей его специфике. Философы исследуют социум с присущим им разносторонним взглядом на действительность.