Социальная справедливость – это один из основных общечеловеческих социальных идеалов, содержащий представления о нравственном качестве отношений внутри социума.
Социальная справедливость: философский аспект
Социальная справедливость представляет собой принцип общественного устройства, согласно которому осуществляется справедливое распределение труда, социальных благ в виде прав, возможностей, признания, а также качества жизни и других социальных ценностей. Предпосылкой реализации прав человека на справедливое распределение деятельности является право человека на труд, отсутствие законодательного закрепления тяжелых, вредных и неквалифицированных форм труда за теми или иными социальными группами, а также равенство всех людей в социально-профессиональном перемещении, получении профессионального образования. Социальная справедливость означает вознаграждение и признание по труду, а также обеспечение всем гарантированного минимального социально уровня жизни.
Обращение к справедливости в рамках философии – это попытка решить старую дилемму между свободой и равенством, либерализмом и эгалитаризмом. С точки зрения философов справедливость представляет себе компромисс между свободой и равенством, но выражение этого баланса и его достижение представляет собой непростую задачу, а ее решение нередко связано с социальной трагедией. С точки зрения философа А. Бадью «демократия не является ни нормой, ни законом, ни целью». Для реализации демократии в обществе необходимо перенести уровень философии в самые низы. Когда философия «вступит в свои права», она приблизит справедливость. Философия способна изменить политику, а повышение интереса к философии будет тем средством, через которое справедливость войдет в жизнь.
Часто справедливость представляют как человеческую добродетель, однако, с точки зрения философа Ж. Рансьера, справедливость – это не просто качество, равновесие между индивидуальными интересами и распределением причиняемого друг другу ущербу. Она отражает меру, согласно которой каждая сторона получает то, что ей причитается. В рамках политической структуры общества, принцип справедливости означает порядок, определяющий разделение общего, распределение его частей для гармонизации общественного положения.
Таким образом, в философском представлении о справедливости можно выделить следующие аспекты:
- справедливость – некий результат общественного договора по поводу обмена услугами, благами, ведущий к определенному равенству;
- справедливость – отношение к общественному благу, согласно которому каждый получает то, что должен, что обеспечивает гармонию общественных отношений.
Социальная справедливость в политической философии
В политической философии проблема справедливости исследовалась Л. Болтански и Л. Тевено в работе «Критика и обоснование справедливости». В исследовании предпринята попытка согласования индивидуализма и коллективизма в вопросе достижения социальной справедливости.
Как индивиды люди стремятся к достижению своих собственных целей, но как существа, обладающие моралью, они способны отказаться от части своих выгод и интересов ради достижения общественного блага. Для достижения легитимности общественного порядка индивиды нуждаются в обосновании справедливости.
Авторы, изучая конфликты между людьми, установили, что в ситуации конфликта индивиды пытаются обосновать свою позицию (добиться справедливости), обращаясь к своей системе ценностей, используя аргументы таким образом, чтобы интерпретировать ситуацию в свою пользу. Системы таких аргументов носят названия «градов», аргументы в них распределяются согласно степени важности или величия. По этому же типу устроена политическая власть. В основе политической модели общества лежит одна модель, в том или ином обществе отличается лишь основание, лежащее в основе этой модели. В качестве основания могут выступать богатство, общая воля, профессионализм, уважение, военная сила и т.д.
Для общей модели социальной справедливости, по мнению Болтански и Тевено, необходимо следовать следующим принципам:
- тождество людей, составляющих общество.
- существование системы различий (минимум двух), благодаря которым возможно выделение форм обоснования действий и соответствующих испытаний для присвоения людям состояний (званий). Так определяются условия доступа членов сообщества к различным положениям и состояниям.
- все состояния обладают равным достоинством.
- упорядочивание состояний по шкале значимости благ.
- формула инвестирования: благополучие высшего состояния связано с платой или жертвой, которую необходимо принести для его достижения. Это объясняет, почему все не равны друг с другом.
- благополучие высших состояний, равно как его увеличение, обеспечивает общее благо, распространяет благосостояние на простых людей, низшие ступени общества.
Такой синтез политических и философских идей, по мнению авторов, способен оказаться действенным для достижения социальной справедливости и всеобщего благосостояния.
Социальная справедливость в современном обществе
Принцип социальной справедливости в современном обществе представляет собой декларируемую политическую установку, которая входит в программы либерализма и консерватизма, для социализма он является и вовсе исходным. Однако на практике реализация данного принципа является едва ли осуществимой задачей. Статистика последних десятилетий в России говорит о том, что в стране увеличивается дистанция между богатыми и бедными. Этот процесс сопровождается падением уровня жизни и появлением люмпенов с соответствующими политическими, экономическими и духовными запросами.
Как указывает в своей статье Т. Н. Суяркова, 5% наиболее богатой части населения России владеют большей частью экономического потенциала страны. От общей численности населения высокообеспеченные слои составляют 12-15%, среднеобеспеченные – 18-20%, низкообеспеченные – 20%, за чертой бедности находится 35-37%, 10% - маргинализированные слои.
Таким образом, достижение социальной справедливости является одной из самых актуальных задач, стоящих перед российской политической элитой.