Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

События 1917 года глазами русских философов

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Философия / События 1917 года глазами русских философов
Определение 1

Революция 1917 года – это события Февральской и Октябрьской революций 1917 года, приведшие к ликвидации монархии в России и приходу к власти партии РСДРП(б) во главе с В. И. Лениным.

Русская революция 1917 года глазами ее современников

Революция 1917 года стала поворотным моментом, который изменил жизнь огромной страны, привел к развалу одну империю и создал на ее основе новую, но совсем другую по своему характеру. Уже современники пытались осмыслить произошедшие события и дать им какую-либо оценку. От того, как лично изменилась жизнь человека, зависело будет он прославлять события 1917 года или же считать их катастрофой. Ответ на вопрос о смысле революции был не из разряда теоретических, а вполне себе практическим, поскольку он определял политическую позицию человека, его отношение к новой России, а значит, и дальнейшую судьбу.

Часть населения не приняла произошедших перемен после прихода к власти большевиков. Они считали, что к власти пришли недостойные личности, произошел развал страны и полная деградация ее экономической жизни. Отсюда частая оценка революции как русской смуты, особенно в контексте развернувшейся гражданской войны. Среди тех, кто не принял революцию, был русский философ И. А. Ильин. Он являлся сторонником Белого движения и последовательным противником коммунизма и большевизма. Ильин считал, что революция разрушила страну, была катастрофой и безумием для всего человечества, и, что по сравнению со Смутой 17 века это настоящее крушение, перед которой Смута бледнеет и меркнет.

С точки зрения П.Б. Струве По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Симон Ушаков. Труды и деятельность подробнее революция 1917 года стала невиданным в истории явлением, определяющем движение вниз, оскудение и культурный упадок. Струве считал, что история через определенный промежуток времени оценит пребывание большевиков у власти как эпоху коммунистической реакции против национальной России.

Также против большевизма выступил Н.А. Бердяев. Он считал, что путь, выбранный большевиками, является демоническим, путем насилия и несвободы.

Как стихию русской души воспринял русскую революцию Ф.А. Степун, он видел те положительные моменты, которые принесли с собой большевики, но не мог принять революцию как цель.

Революция 1917 года с точки зрения С. Франка

Первоначально русский философ Франк восторженно встретил революцию. В своих ранних статьях он писал, что перед Россией открывается возможность развиваться открытым правовым путем, в том числе развивать свое рабочее законодательством. Однако по мере накала революционных событий Франк высказывает все больше опасений. В его статье «Демократия на распутье» он описывает два пути развития русской демократии:

  • демократия как бескорыстное служение высшей правде, своему отечеству;
  • демократия как путь к власти, способ сделаться хозяином материальных благ, путь произвола.

В следующей статье Франк уже называет Ленина По данной теме мы уже выполнили реферат Творческое развитие Марксизма Лениным подробнее и большевиков сторонниками именно второго пути, при этом он не видит никакой разницы между лидерами всех движений в это время, поскольку то, что происходит, является глубокой политической борьбой. После апрельских тезисов Ленина Франк пишет: «Страшно подумать, но кажется, что мы неудержимо катимся в пропасть».

Для С.Л. Франка сравнивать Смуту и революцию в корне неверно, поскольку любая революция представляет собой смуту, а смута – революцию. При этом он указывал, что какими бы реальными проблемами общества не была вызвана революция, они никогда не несет добро. Ее итогом всегда является разруха, неисчислимые бедствия, ужасы и страхи войны. Во время революции общество оказывается еще в большей социальной, экономической и политической пропасти, чем до нее. Это все равно что при помощи землетрясения «установить целесообразную распланировку улиц города».

К тому же, по мнению Франка, революция оказывается бессмысленной. То, что произошло в результате революции, например, отмена дворянского землевладения, произошло бы естественным путем через какой-то промежуток времени, что создало бы более благоприятные условия для развития, чем те, которые Россия получила после революционных событий. Ускорение было куплено ценою огромных жертв и разрушений, что в итоге только отбросило страну назад, а главное, привело к огромной духовной пропасти.

Франк верно подметил, что силы большевиков заключались в их идейности, а также умении овладевать общественными идеалами. Чтобы свергнуть большевиком, любым оппозиционным силам необходимо научиться также легко манипулировать общественным сознанием, эксплуатировать народные претензии во главе с политиком-демагогом.

Русская революция в оценке современных философов

Тема русской революции не утихает, ее активно продолжают развивать современные философы. Е.В. Бессчетнова, говоря о значении революции, подчеркивает именно негативные стороны явления: революция опрокинула Россию в темную бездну стихии, привела человека к ложной революционной морали, выявила двойственную природу русского народа, показав его «азиатство». После революции страна вошла в долгий исторический и культурный кризис.

В.К. Кантор подходит к оценке 1917 года более глобально, беря в расчет мировые события. Если давать определение, то это ни что иное, как эпоха безумия и ужаса. Безумие как культурный термин означает те агрессивные паттерны поведения, которые имеются у человека, то иррациональное начало, перед которым пасует разум. В этом отношении распад Российской империи не имеет логики, участники революции – неуравновешенные люди в плену безумств, а безумие «есть факт проживания человечества в этом мире».

Т.Г. Щедрина и Б.И. Пружинин подчеркивают, что даже спустя столетие революция в России еще не стала историческим прошлым. Оно присутствует во всех сферах жизни русского общества, его политической, нравственной, социально-экономической жизни. Революция вновь переживается в произведениях художественной литературы и кинематографе, проклинаются или прославляются ее участники. С этой точки зрения революция – скорее событие сегодняшней реальности, из которого российское культурно-историческое сознание никак не может выйти.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис