Шарль Фурье (1772 – 1837 — известный французский философ, социолог; видный представитель утопического социализма; основатель системы «фурьеризма», а также автор термина «феминизм».
Краткая биография
Родился в 1772 г. во Франции, в г. Безансоне. Отец его был торговцем одеждой.
Во времена Французской революции принимал участие в Лионском антиправительственном восстании. За это вся собственность его семьи была конфискована, а самому Шарлю пришлось отбывать тюремный срок.
Через некоторое время Фурье был призван на военную службу. В 1799 г. стал работать коммивояжером и во время одной из поездок он обратил внимание на то, что яблоко в парижском ресторане стоит во стократ дороже, нежели в его родном Безансоне. Это «открытие» и послужило тем моментом озарения, благодаря которому он впоследствии и изложил основы своего «нового социетарного порядка».
На протяжении своей жизни Ш. Фурье неоднократно предпринимал тщетные попытки вызвать интерес официальных лиц к своим концепциям.
Умер Фурье в Париже 10 октября 1837 года.
Основные положения учения Фурье
В 1808 г. Фурье опубликовал свою основную работу – «Теорию четырех движений и всеобщих судеб». По мнению философа, основным компонентом идеальной системы общества должна стать так называемая «фаланга», которая заключает в себе идею «всеобщего братства» и в которой имеет место полное соответствие общих и индивидуальных интересов.
В основе жизнедеятельности «фаланг» лежит сельское хозяйство, однако предполагаются некоторые элементы промышленного производства. Численность участников фаланги должно составлять от 1700 до 2000 человек. Фурье считал, что именно в фалангах происходит свободное проявление способностей и каждая из личностей дополняется другой. Это и лежит в основе счастья, как всех членов в целом, так и каждого в отдельности. Фурье был уверен, что работа в фалангах будет привлекательна для всех, потому как труд соответствует наклонностям и способностям каждого из индивидуумов.
Рабочие бригады в фалангах формируются исходя из принципа «взаимной любви». Таким образом, каждая из бригад отличается от другим в психологическом плане и представляет собой «серию». Друг к другу все эти «серии» относятся как к конкурентам, однако без враждебности, которая, по мнению Фурье, характерна для традиционного общества.
Члены фаланги могут менять род занятий. Фурье был убежден, что в процессе различных занятий человек может испытывать чувства соперничества, любви, а также причастности к «каббалистическому» (под этим термином мыслитель подразумевал нечто вроде «притяжения» к таинственному, загадочному).
Фурье считал, что все вышеперечисленные инстинкты необходимо воспринимать как «дар Божий», не подавлять их, а, наоборот – высвобождать. Если их подавлять, то, они превращаются в разрушительные страсти (как это происходит в традиционном обществе).
Стоит отметить, что на протяжении всей жизни Ш. Фурье периодически уточнял и пересматривал свои идеи, вводил новые термины и развивал различные новые теории.
Наиболее известные из его последних трудов:
- «Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации»,
- «Новый хозяйственный социетарный мир»,
- «Ложная промышленность».
На основе его идей сложилась так называемая «социетарная школа», приверженцем которой был В. Консидеран. В середине XIX в. «система Фурье», несколько уточненная и переработанная, оказывала значительное влияние на многих мыслителей, которые находились в поисках нового социального идеала. Последователи Ш. Фурье даже провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери (Массачусетс).