Освальд Шпенглер как философ
О. Шпенглер (1880-1936 гг.) – немецкий представитель философии жизни. Исходным понятием Шпенглера является «жизнь», под которой они понимает полноту переживаний, творческое стремление к будущему, свободу духа, способность к игре и риску. Культура, по его мнению, служит символическим выражением жизни в форме человеческих верований, образов, архитектурных сооружений, социальных учреждений.
Рождение культуры он рассматривает как результат стимулирования творческой активности осознанием двойственности жизни (как проникновения в мир) и смерти (как растворения в мире и физического утверждения в нем). Человек в культуре и завоевывает мир, и защищается от него.Развивал оригинальную концепцию культурной динамики, в которой соединил органицизм, мистицизм и представления об уникальности и самобытности каждой из существующих в мире культур. Считал, что культура развивается подобно организму, и имеет свою душу.
Концепция исторического процесса как развития культур
О мировом развитии говорил как о циклической смене исторических этапов, через которые проходят все многочисленные самобытные и неповторимые культуры.
Среди стадий развития культур выделял:
- мифо-символическую — стадию зарождения основных форм культуры
- стадию ранней культуры – стадию возникновения её форм
- стадию метафизико-религиозной или высокой культуры – стадию расцвета культуры
- стадию цивилизации, ознаменованную старением и гибелью культуры.
Для последней стадии характерны такие тенденции, как массовизация, глобализация и урбанизация. Массовизация состоит в распространении культурных достижений и ценностей среди широких слоев населения, что ведет к значительному снижению их понимания. Глобализация состоит в экспансии доживающей последние дни культуры на новые территории, в ходе происходят столкновения с представителями других культур, в том числе и войны. Урбанизация ведет к отчуждению человека от природы.
Им выделялись следующие «великие культуры»:
- китайская
- вавилонская
- египетская
- индийская
- античная
- византийско-арабская
- западная
- культура майя
- русско-сибирская.
Из них все, кроме последней, реализовали себя и нахяодтся либо в состоянии расцвета, либо приближаются к гибели. Русско-сибирская культура находится в стадии возникновения, пробуждения, и именно на нее он возлагает большие надежды.
В культуре он выделял две составляющих душу культуры и тело. Душу культуры он считает прафеноменом, внерациональным и не сводимым ни к какой логике; душа культуры состоит из особого мирочувствования данного народа и его представителей; их чувство времени, осознание своего места и судьбы в истории человечества. Если душа – это вечное становление, рассматриваемой им по аналогии с музыкой, то тело культуры – чувственное проявление души в жестах и действиях.
Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская».
Значение О. Шпенглера для культурологии и философии
Ключевая работа Шпенглера "Закат Европы" во многом отразила драму драмы жизни и угрозы гибели западноевропейской цивилизации. Он предсказал те явления и тенденции, которые получили яркое выражение в наши дни. К ним относятся развитие массовой культуры, угроза экологического кризиса вследствие распространения потребительского отношения к природе, глобализация, проходящая в форме вестернизации и даже американизации, что ведет к стиранию самобытности многих других культур. Перспективной нам представляется идея о культурном многообразии и самобытности каждой из культур, что нередко игнорируется в наши дни и ведет к всплескам этнической нетерпимости, воинствующего национализма и религиозного фундаментализма.