Ильин и русская идея
Иван Александрович Ильин (1883—1954) был философом, идеологом РОВСа (Российского общевоинского союза). Шесть раз подвергался аресту и в конце концов был приговорен к смертной казни, вместо которой был выслан за границу в 1922 г.
Ильин считал, что Февральская и Октябрьская революции – это катастрофы для традиционной – монархической - формы российской государственности. Выступал за «органическую монархию», считая, что нужная и более современная для монархии форма будет со временем выработана самой русской жизнью. Не был противником демократии, но критиковал идею о бездумном перенесении на русскую почву демократических форм с Запада, считая, что в России должна сложиться свой демократия, возможно в сочетании с монархией, но с учетом отечественной специфики.
Русская идея, по Ильину, состоит в следующих сформированных на протяжении многовековой истории русского народа и выступающих основанием его духовности идеях:
- народный консерватизм
- русский национализм
- патриотизм
Теория сопротивления злу
Самым известным сочинением Ильина является труд «О сопротивлении злу силою» (1925 год). Здесь им критикуется теория «непротивления злу» Л. Н. Толстого, имевшая, по его мнению, отрицательное, расслабляющее значение для русской интеллигенции. Считая идею ненасилия важным христиански принципом, философ указывает на факт чрезмерного сужения Толстым сферы действия данного принципа из-за перенесения его в личностную сферу. Однако, в XX веке, когда распространилось мировое зло, войны, революции и социальные конфликты, сопротивление злу должна пониматься не только как личное дело. В таких условиях возможными становятся и такие формы сопротвиления злу, как «принуждение», «заставление», а когда это необходимо, и применение оружия.
Основные философско-политические идеи
-
Политические воззрения Ильина были неотъемлемой составной частью его философской системы, поэтому политическая деятельность понимается им как одна из форм духовной деятельности.
-
Философ отрицательно относился к политическим партиям, считая, что они способствуют стандартизации сознания, подавлению духовной самостоятельности человека. Помимо этого, всякая партия стремится к захвату власти, поэтому она по сути является своекорыстной и антигосударственной.
-
Политическая свобода возможна только в случае, когда достигнут гармоничного сочетания «внутренняя» и «внешняя» свободы личности. Условием достижения всякой свободы является самоосвобождение. Человек, не достигшей внутренней свободы, не способен творить внешнюю, общественную свободу.
Если политическая свобода ведет к укреплению внутреннего самовоспитания людей и повышению уровня нравов и духовной культуры, то такая политическая свобода является своевременной и может быть закреплена на правовом и организационном уровнях. Если при появлении политической свободы падают нравы и духовная культура, если народ становится «разнузданным», то это означает, что данный народ не может справиться с такой свободой, вследствие чего ее необходимо ограничить. Общая потеря духовности народа ведет к тоталитаризму, там же, где сохраняется культура и нравственность, тоталитаризм возникнуть не может.
-
Выступал против всеобщего избирательного права, так как она не соответствует факту неустранимого и неискоренимого неравенства людей, прежде всего неравенства духовного и не дает гарантии, что будут избраны лучшие.
-
Выделял такие формы тоталитаризма, как:
- теократический
- социалистический
- национал-социалистический