Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Философия религии А. Бергсона

Религия и «философия жизни» А. Бергсона

Замечание 1

Религия рассматривалась Анри Бергсоном в контексте его учения о творческой эволюции. Так, развитие природы и возникновение жизни рассматривалось им с пантеистических позиций. Причиной зарождения жизни, по его мнению, является то, что в косную, неподвижную материю вносится «жизненное начало, порыв». Данный порыв является «сверхсознанием», рассматриваемым А. Бергсоном по аналогии с Богом, который вмещает в себя все существующие миры.

Вопросы, касающиеся религии, французский философ детально рассматривает в вышедшей в 1932 г. работе «Два источника морали и религии». Первый вопрос, который его интересует – это вопрос о причинах религии, которые им усматриваются в двойственности человеческой души. С его точки зрения в основе человеческого «я» лежит поток личностных переживаний, которые порождаются творческим порывом, под которым в данной концепции понимается аналог божественного начала. Это ведет к созданию внутри человеческого разума «религии, рожденной мифотворческой функцией». Субъективные переживания, идущие иррациональным потоком в сознании человека, оформляются в религиозные мифы, посредством которых субъект преодолевает страх человека перед сверхъестественным.

Два типа религии

На основе разделения человеческих обществ на два типа - закрытые и открытые - выделяет два типа религии:

  • статическую
  • динамическую.

Согласно мнению философа, выражением статической религии являются мифотворчество и магия. Так, в магии содержится два элемента: стремление человека оказывать воздействие на все окружающее, и даже на то, что его воздействию недоступно представление об одухотворенности всего сущего и возможности присутствия во всех вещах «человеческого флюида», намерений (добрых или злых) в отношении того или иного человека.

Подобная вера в «действенное присутствие», в намерения, которые хаотично рассеяны повсюду, служит источником появления веры в духов (то есть в смутных и переходящих друг в друга существ, лишь частично являющихся личностями) а она, не исчезая, служит для возникновения веры в богов. При этом боги считаются существами, обладающими полной личностью и имеющими каждый особый характер и поддерживающими определенные отношения между собой, а также отвечающими за выполнение важных, более или менее четко зафиксированных функций.

«Философия религии А. Бергсона» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

При этом, статическая религия основана на таких субъективных переживаниях индивида, как чувство временности жизни, страх смерти, что ведет к подавлению психической жизни человека и блокированию его активности, в результате чего он замыкается в своем внутреннем мире и не желает делать что-либо для общества.

Для динамической религии характерно обращение ко всему человечеству. Она основана на устремленности человеческой души на окружающий социум с его нормами и установками. Такая религия ориентирована на закрепление и поддержание положительных эмоций в человеческой психике. Динамическая религия направлена на преодоление всех социальных различий.

Мистицизм в динамической религии

Выражением второго типа религии, с точки зрения Бергсона, является мистицизм, а именно деятельность «великих мистиков» (Святого Павла, святого Франциска, Жанны д‘Арк и других). У этих люди были исключительные способности, позволяющие им вступать в непосредственную коммуникацию с Богом и увлекать своим примером других людей. Такие великие мистики через Бога и посредством него выражают ко всему человечеству божественную любовь.

Замечание 2

А. Бергсон утверждал, что полный мистицизм содержится именно в христианстве», а особенно в христианском мистицизме Святого Павла, святой Терезы Авильской, святой Екатерины Сиенской, и других. Если небиблейские направления мистицизма отличаются созерцательным характером, то представители иудейского и христианского мистицизма (а мистицизм христиан, выводился им из профетизма иудеев) были способны к деятельному и активному преобразованию мира.

Дата последнего обновления статьи: 22.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot