Русская философия первой половины $19$ века была представлена целой плеядой прогрессивных философов-мыслителей, писателей, публицистов, ученых.
Для философии данного периода было характерно заниматься вопросами, касающимися философии права. Русские просветители уделяли иэтим вопросам особое внимание, поскольку так требовал политический контекст России. Начало правления императора Александра $1$ ознаменовалось как эпоха реформаций и перемен, в ответ на стимул преобразований, которые прошли в общественной и политической жизни в Европы.
Перед философами и мыслителями становились задачи нравственного развития народа на пути преобразования страны, освобождения и просвещения крестьянства.
Идейные течения
Среди прочих направлений, выделялось крупное течение мистиков, идеологами которого были: А.Ф. Лабзин, М. М. Сперанский, с идеями реформирования христианства.
На основе активного изучения идей западной философии формируется один из известных кружков, члены которого именуют себя любомудрами. В $1823$ году в него входят: В. Ф. Одоевский, Д. В. Венивитинов, И. В. Киреевский, А. И. Кошелев. Основные идеи данного кружка оформлялись как оппозиционные к абсолютизму и официальной идеологии. Свои мысли они черпали из трансцендентальной идеологии Шеллинга. Резко критиковали материализм.
Движение Декабристов
Большое влияние на развитие философии первой половины $19$ века оказало движение декабристов. Декабристы – революционеры-демократы дворянского происхождения, основной своей целью видящие отмену крепостного права в России. Особое впечатление на них оказала Отечественная война $1812$ года и революции в Европе, следствием чего было осознание отсталости России в социальном, политическом и экономическом развитии. Одно направление декабристов выступало за конституционную монархию, другое – за республиканское устройство.
Основные требования: предоставление свободы слова, вероисповедания, наделение крестьян землёй.
Декабристы создавали тайные общества, наиболее известные:
- «Общество истинных и верных сынов отечества»,
- «Союз благоденствия»,
- «Северное общество»,
- «Южное общество»,
- «Общество соединенных славян».
Представители декабристов: Н. М. Муравьев, П. И. Пестель, М. А. Фонвизин, П. И. Борисов.
Консервативная тенденция
Восстание декабристов вызвало волну консерватизма в России. Помещики-крепостники и царская власть нацелили усилия на укрепление своих идеологических основ. Особенно ярко это представлено теорией «официальной народности», которую сформулировал министр народного просвещения С. С. Уваров: «православие, самодержавие, народность».
Другой общественный деятель М. П. Погодин так же выступал в качестве теоретика официальной идеологии, который представил концепцию самобытного развития России.
Славянофилы и западники
К $40$м годам возникает течение, которое поддерживает идею уникального пути развития России – славянофильство. Крупные идеологи: А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский. Своё мнение они представляли в понимании того, что Россия не должна следовать западному образцу, а опираться на свой внутренний потенциал, культуру, быт и народ.
Противниками славянофилов выступали западники, ещё одно общественно-социальное движение, которое полагало, что Россия движется по заранее отсталому пути, чтобы исправить это, Россия должна ровняться на европейские страны, перенимая уже проверенные опытом идеи, концепции и теории.
Основные представители: П.Я. Чаадаев, В.С. Печерин, И.А, Гагарин, В. С. Соловьёв, Б. Н. Чечерин, И. С, Тургенев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, Т. Н. Грановский, М. М. Бахтин, Н. Г. Чернышевский, В. П. Боткин, И. В. Вернадский.
Почвенничество
Почвенничество –общественно-литературное движение, сформировавшееся в $60$-е годы $19$ века.
Почвенничество характеризовало себя как ответвление европейского философского романтизма, с отсылкой к идеям славянофильства, но, не отождествляясь с ним. Истоки своего возникновения почвенничество берёт в поиске самобытного пути развития отечества в момент социального надлома, образовавшегося после реформы от $1861$ года (манифест об отмене крепостного права Александром II). Ведущими представителями почвенничества были выходцы из разночинной демократии, примыкавших к журналам братьев Достоевских: «Время» ($1861−1863$) и «Эпоха» $(1864−1865)$. Основоположники почвенничества: Ф. М. Достоевский, А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов. Достоевский выступал с критикой крепостного права и отчужденности образованного населения от народа. Он обосновывал в своём труде «Книжность и грамотность»:
«Русское общество должно соединится с народною почвой и принять в себя народный элемент».
В социально-экономической направленности почвенничество выражало свои стремления увести Россию с буржуазного пути развития, поскольку видело в нем антигуманистическую тенденцию, спасти Россию от революционной чумы.