Понятие политического менталитета
Политический менталитет – это представления и убеждения, характерные для одной из социальных общностей, предполагающие активное восприятие окружающей действительности, а также отдельных ее субъектов.
К понятию «политический менталитет» приближено такое понятие как «картина политического мира» и «политическое сознание». Картина политического мира включает знания теоретического характера, а также знания, которые следуют из повседневного опыта, а также ценностные ориентации политических субъектов. Политическое сознание – это не только научные теоретические знания, но и представления, которые возникают при осознании повседневной жизни.
Политический менталитет связан с опытом, повседневной жизнью и состоит из:
- представлений о политической реальности;
- ценностных политических ориентаций осознанного и неосознанного характера;
- политических установок, стихийной предрасположенности особым образом реагировать на политическую ситуацию.
Различные социальные общности в России имеют собственный политический менталитет. При этом существует ряд некоторых базовых представлений, ценностей и установок, характерных большей части российского общества на уровне повседневности.
Революционизм и реформизм
Реформизм– это система взглядов и политическое течение, которыми отрицается необходимость революции и отстаивается возможность создать общество социальной справедливости через средства постепенного эволюционного приближения к социализму или для улучшения существующей капиталистической системы в ходе накопления реформ благодаря компромиссам.
Теоретиками реформизма можно назвать Эдуарда Бернштейна, Фердинанда Лассаля и Георга Фолимара. После войны к теоретикам реформизма причислили Бенедикта Каутского, Гарольда Ласки, Герберта Моррисона и Джона Стрейчи. Исторический успех реформизма в рабочем движении связывают с расширением избирательных прав, а также с развитием институтов демократии и развитием непосредственно рабочего движения. После окончания Первой мировой войны и Октябрьской революции в развитых странах реформизм стал официальной идеологией лейбористских и социал-демократических партий, а также большей части профессиональных союзов.
Реформизм подвергается критике за свою парадоксальность: он стремится к преодолению существующей экономической системы капитализма, но при этом также стремится улучшить условия жизни людей при капитализме, чем делает его терпимее для общества. Роза Люксембург говорила о капитализме, что он не будет свергнут, а напротив укрепится на развитиях социальных реформ.
Дискуссия о возможности социалистического преобразования общества через социал-демократические реформы продолжается уже свыше ста лет.
Последовательно используя основные законы диалектического материализма, общество неизбежно находит несколько импульсов своего развития и движения в самом себе, в противоречиях, которые в нем порождаются. Это может быть объяснено законом единства и борьбы противоположностей. Он говорит о том, что развитие объективной реальности, а также процесс ее познания и все формы человеческой активности осуществляются через раздвоение единого на различное и противоположное. А взаимодействие противоположных сил характеризует рассматриваемую систему, с одной стороны, в качестве единого целого, а с другой стороны – является внутренним импульсом для ее развития.
Жизненный путь любой конкретной системы идет через драматическое испытание противоречиями.
Противоречие – это вид взаимодействия разных и часто противоположных сторон, свойств и тенденций в составе определенной системы или межсистемного взаимодействия, столкновение противоположных сил и стремлений.
Конфликт – крайнее проявление противоречия. Противоречие само по себе без разрешения не приведет к развитию, оно выступает как необходимое, но недостаточное условие. Противоречие в качестве источника развития действует только вместе с его разрешением.
Известно два типа развития объектов на основании противоречий, которые в них заложены, а также два главных способа их разрешения, обусловленные этими же противоречиями: антагония и гармония.
Гармония предполагает наличие стремления к достижению разумного компромисса и полное слияние на основании определенного общего начала, которое может дойти до полного слияния. Антагонистические же противоположности при образовании единства, получают вместе с этим и относительной самостоятельностью: качественную и количественную неравнозначность, играя разную роль в составе целого, при этом одной из сторон задается тон в ходе развития, являясь ведущей силой.
Это хорошо продемонстрировано на примере развития любого общества и государства, как основной формы его существования. Государство – это способ организации политической власти экономически господствующего класса. Так как этот класс действует от лица целого общества, а его политическая организация и является формой организации общества в целом, его деятельность состоит из двух основных моментов:
- выполнение общих дел;
- специфические функции, вытекающие из противоположностей народных интересов.
Революционизм – это политическое течение, которым выражается совокупность объективных условий, в которых отражен экономический и политический кризис рассматриваемого общественного строя, определяющего возможность протекания социальной революции.
Реформизм по сути является отрицанием политической борьбы, которая вызывает обвал системы, проповедуя сотрудничество классов.
У обоих этих подходов есть и преимущества, и недостатки.
Революционизмом быстро разрешаются любые противоречия, но часто это сопровождается большими потерями людей. Реформизм аккуратно и осторожно действует, но часто затянут по времени. Его можно назвать нормальным способом существования государства, то есть граждане в государстве развиваются антагонистически. Но если скорость разрешения противоречий будет слишком низкой, возможен переход к революционному развитию.
Таким образом, в реформизме есть и революционизм, и напротив. Политический менталитет в самом общем смысле – осознание народными массами того, как надо вести свою общественную жизнь. Иными словами, это обоснованное понимание пути общественного развития.