Понятие религии
Религия – это особая духовно-практическая деятельность, представляющая собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживаний, действий, базирующихся на вере в священное.
Священное – это разновидность сверхъестественного, выходящего за грань естественного, природного хода событий, «чудо». Священное состоит еще и из признания безусловной ценности его для человека.
Зрелые религии состоят из определенного учения – догматики, религиозно-нравственных норм, культов – системы ритуалов, особого комплекса религиозных переживаний. Обычно наличие всех обозначенных элементов сочетается с организационным объединением последователей данной религии, которые осуществляют совместное отправление культовых действий, сохранение, разъяснение и передачу следующим поколениям вероучения, а также разрабатывают и внедряют религиозно-нравственные нормы, рекомендации и осуществляют надзор за их выполнением.
Многие исследователи религии занимались тем, что искали ее минимум, то есть компонент, присутствие которого делает отношение человека к миру религиозным. Такой минимум, то есть специфическая черта, основной признак религии – это вера в сверхъестественное, или священное.
Затруднения при определении священного заключаются в том, что понять его специфику можно только в целостной системе религиозного опыта, состоящего из особого мировоззренческого компонента, культа, веры и религиозной организации. Понятием религиозного опыта предполагается «зримость», предметность представлений религии, системность религиозных воззрений, а также их индивидуальная обращенность и переживаемость.
Религия, рассматриваемая в качестве системы особых представлений предполагает метаморфозу, превращение, трансформацию действительности в мире сверхъестественного. В ранних мифологических представлениях сверхъестественное располагается рядом с обычным ходом вещей, поэтому мир двоится, и все в нем является чудом. В зрелых религиях мир сверхъестественного уже выносят за пределы земного мира, и попасть в него непросто. Это помогло снять реальные противоречия жизни людей.
В религиозном сознании существуют представления о точке разделения мира на две части. Это мифическое время и пространство, когда звери умели говорить. Адам и Ева не знали о смерти, они не испытывали отдаления от природы и Бога. Разделение миров началось только после грехопадения.
Принято выделять пять черт религиозного сознания, которые характерны для любой религии:
- Убежденность в существовании сверхъестественных явлений или явлений, у которых отмечены сверхъестественные свойства. К таким объектам со сверхъестественными свойствами можно отнести силы природы – землю, солнце, души мертвых предков, амулеты и пр. В наиболее развитых религиях основным объектом религиозного отношения является единый Бог.
- Убеждение в реальности возможного контакта с религиозными объектами. При этом такой контакт двусторонний. То есть посредством молитвы или жертвоприношения человек вступает в контакт с миром сверхъестественного, а божество оказывает воздействие на судьбу этого человека, объявляет людям свою волю и узнает их помыслы.
- Религией предполагается существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, так как общение человека и Бога неравноправно. При этом формы осознания этого зависимости могут различаться: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, которое рассматривается в качестве осознания собственного несовершенства.
- Религия состоит также из осознания требований Бога и ответственности, которая связана с их выполнением или невыполнением. Человек не только испытывает чувство зависимости от священного, но и считает, что божество прямо или косвенно может диктовать ему свою волю.
- Религией предполагается установление добрых отношений с объектами поклонения, желание умилостивить божество, а при нарушении божественной воли – компенсировать свое непослушанием через покаяние или жертвоприношение.
Специфика религиозного опыта
Религиозной верой актуализируется сложный комплекс страха и успокоенности, надежды и любви.
Существует распространенная идея в массовом сознании о том, что веры достаточно для религиозности, а знание догматов и ритуалов не имеет смысла. Но такое представление превращается в оправдание безнравственности и невежества, так как без дел вера мертва.
Религия, даже с точки зрения стороннего наблюдателя, - один из универсальных культурных механизмов регуляции деятельности людей, которая посредством системы культовых действий организует повседневную жизнь человека, структурирует его мировоззрение через освоение вероучения, заставляет думать об основах и смысле своей жизни.
Несмотря на то, что религиозный индивидуальный опыт состоит не только из веры, но и из культа и мировоззрения, религиозное сознание не однородно и имеет как минимум два уровня: массовое религиозное сознание, в котором центральное место отведено эмоциональному комплексу, и рационально оформленное сознание, которое предполагает освоение содержания вероучения.
Более высокой ступенью религиозного сознания выступает богословие, или теология, которыми не только осваивается вероучение, но и транслируется, защищается от ереси, интерпретируется в соответствии с духом времени.
Религиозный человек смотри на мир священного, как на реально существующий и стремится контактировать с ним, прикоснуться к этому миру через реальные действия – культы. Без религиозной веры культ становится простым набором традиций, которые не требуют обязательного исполнения.
Один из элементов культа – запреты, или табу.
Запреты – это своеобразные барьеры, которыми разделяется два мира – профанный и сакральный. Преодолеть этот барьер можно используя ритуалы. У многих народов сохраняется обычай поедать священных животных, который в христианской религии превратился в таинство причастия.
Общим для всех религий является ритуальное жертвоприношение. Человек, после вольного или невольного нарушения заповедей, стремится к восстановлению нарушенных добрых взаимоотношений с Богом. И тут помогает жертвоприношение, которое может заключаться также в самонаказании.