Понятие гносеологии
Гносеология – философская дисциплина, исследующая, критикующая и изучающая теории познания.
В отличие от эпистемологии, в гносеологии рассматривается процесс познания с позиции отношений субъекта познания и объекта познания. Основная гносеологическая схема анализа познания состоит из субъекта, которые наделен волей и сознанием, а также объекта природы, который ему противопоставляется и независим от сознания и воли субъекта, связан с ним исключительно познавательным отношением.
Основной круг гносеологической проблематики состоит из таких проблем, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательной деятельности, проблема истины и ее критериев, проблема форм и методов познания и пр.
В античной философии было популярно представление единства предмета и знания о нем, а также познавательного процесса как содержательного конфигурирования предметов. Из-за этого внимание фокусируется на функциональной трансформации предметности в содержании знания. В рамках же средневековой схоластики, проблематика гносеологии получила более дифференцированное развитие, были оформлены многие компоненты категориального аппарата гносеологии.
Гносеологизм в качестве заданной Кантом ориентации на выделение субъективного основания познания, имел важную роль при преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, которая утверждала, что цель познания – достичь абсолютную истину, а также критиковать метафизические философские построения.
Проблемы гносеологии выходят на первый план в неокантианстве и позитивизме. Основная познавательная деятельность в классической гносеологии связана с изолированным субъектом. Сознание такого субъекта – последний источник достоверности. Но при этом содержание действительного знания ограничивается рамками индивидуального сознания. Что затрудняет выделение категориальных характеристик знания, приводя к психологизму. Философы, в попытках преодолеть ограничения исходных абстракций, вынуждены были или принимать формально-онтологические допущения и принципы, либо же придать категории «самосознание» статус онтологии.
Границы гносеологии
Изучением границ гносеологии и человеческого познания занимался И. Кант. Кант считал, что познать можно только явления, или феномены, а вещи в себе лежат за пределами возможностей познания, так как они не даются в опыте. Кант разграничивал «вещь в себе» и «вещь для нас». «Вещь в себе» познать невозможно. На основании этого Кант был причислен к агностикам. Однако, это не совсем верно, так как «вещи в себе» Кант отказал в возможности познания только из-за того, чтобы не выйти за пределы опыта и не поощрять разум на занятия объектами, которые в опыте никогда не могут быть представлены. Например, Кант считал, что Луна может выступать как объект возможного опыта, поэтому она познаваема. «вещь в себе» - это бог, загробный мир и бессмертная душа в нем. Все остальное доступно для изучения через опыты математикой и естествознанием, так как может быть передано актуальным опытом.
Часто Канта обвиняют в том, что он определял границы познания до его начала. Этот недостаток философии Канта заметил Гегель, заявив, что исследовать познание можно только в процессе самого познания, а рассмотреть инструмент знания – это значит познать его. Однако желание человека познавать ранее, чем он приступает к познанию – крайне несуразное и невозможное.
Знанием называют отражение свойств, качеств или сущности объективной действительности в человеческом сознании.
Когда Кант вычленил «вещь в себе», отказав ей в познании, он отделил знание от веры, мнение и спекулятивное мышление, а также мифы, религию и искусство, как формы сознания, в которых главное место принадлежит не знанию, а вере.
Вера – это такой тип знания, который принимается при отсутствии непосредственных эмпирических и рациональных доказательств. Кант ограничивал знания и предоставлял место вере, так как не хотел, чтобы многие люди оказались лишены важного стимула.
Веру можно подразделить, как минимум на два типа:
- религиозная;
- прагматическая.
Иногда выделяют и третий тип – мифологическую веру, связанную с верованиями в разные мифы, созданные людьми в прошлые эпохи, а также в настоящее время.
Религиозную веру наиболее полно изучает богословие. Религиозные философские трактаты противопоставляют ее эмпирическим и интеллектуальным знаниям и считают высшей формой знания людей, так как оно получено через божественное откровение. Кант считал, что невозможно доказать факт существования бога, загробного мира и бессмертной души в нем, так как они суть «вещи в себе», в их бытие можно только верить. Из этого следует, что в их бытие можно также и не верить. Тогда для верующих все названные три сущности имеют свое реальное бытие. Неверующие в их бытие не признают их существования. Верующие в качестве реальных событий признают все чудеса, которые «сотворил» Иисус Христос и описанные в евангелиях. Неверующие же в этих чудесах видят мифы, сказки и пр., без чего религия обходиться не в состоянии.
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан – один из отцов церкви, говоря о ненужности мудрости людей и образования, писал, что Иисус был распят и человечество стыдится этого. После Христа, по его мнению, человечеству не нужна никакая любознательность, после евангелий не требуется никаких исследований. Он провозглашал единственно верный принцип всех верующих: «Я верю, потому что это нелепо».
Прагматическая вера – это некоторая научная гипотеза, логических и эмпирических доказательств которой не существует. К этой категории относят, например, все известные аксиомы математики: о никогда не пересекающихся параллельных прямых, о треугольнике, в котором сумма внутренних углов равна двум прямым углам. На этих же постулатах базировалась вся геометрия Евклида.