Реформаторы и гуманисты
К числу предшественников реформации относятся и гуманисты. Но данное утверждение правильно лишь настолько, насколько философы-гуманисты были заинтересованы занятиями религиозных и церковных вопросов и занимались их разрешением в духе, близком к одному из трех направлений реформационного движения. Влиятельные мотивы гуманизма прослеживаются во всех направлениях и областях религиозной реформации.
Настоящий родоначальник протестантской теологии является, например, философ-гуманист Эразм Роттердамский. По данному вопросу используется такое утверждение, что Эразм Роттердамский снёс яйцо, а Мартин Лютер его высидел, или что Мартин Лютер высосал весь яд из трудов Эразма Роттердамского. Несомненным считается и то, что более тесная связь в большей части проявлений антитринитаризма $XVI$ века с религиозными вольномыслиями итальянских гуманистов.
Общее в гуманизме
Общее отношение гуманизма эпохи Возрождения к реформации в различных странах было определённо отличное.
Германия. Гуманизм и реформация
Особые связи между реформацией и гуманизмом устанавливаются в Германии. Многие реформаторы в Германии были в то же время и гуманистами, это и Меланхтон, и Цвингли и другие. Дальше всего от религиозного стремления реформации является итальянский гуманизм. Взаимные отношения реформации и гуманизма.
Вопрос о взаимном отношении гуманизма и реформации, который имеет свою собственную особую литературу. Данная литература может отличаться большей сложностью, но окончательное решение по данному вопросу еще не выяснено, как в науке, так и в философии. Вопреки мнению многих протестантских писателей, которые готовы свести всю основную роль гуманизма к подготовительным этапам реформации, оба свободно существующие направления, по своим результативным стремлениям, были диаметрально противоположные между собой.
Гуманистическое направление является родоначальником всей светской культуры Нового времени. Естественное его продолжение является Просвещение $XVIII$ века, тогда как реформацией завершается этап религиозного развития, которое характеризует Средневековье. Гуманисты-философы были поглощены интересами и стремлениями земной жизни, реформаторы исходили из идей загробного спасения. Философы-реформаторы находились в поиске опоры для своих собственных стремлений в Библии. Гуманисты принимали взгляды преимущественно к классическим философам древности. Одни стремились, прежде всего, восстановить первичную чистоту христианской веры, другие стояли за то, что является возрождением искусства и науки античного мира. Именно, по этим причинам реформация и гуманизм очень часто находятся в антагонизме.
Влияние гуманизма на реформацию
Влияние гуманизма на реформацию оказалось в области умственного мыслительного орудия, без которого нельзя было совершить преобразование религии. Лучшее познание древнейших языков, обращенные речи к отцам церкви, которые писались в древности, новейшие приёмы комментирования Святого Писания. У реформаторов и гуманистов часто были общие враги, это и монахи, и схоластики и другие.
В конечном итоге, оба течения, несмотря на все свои различия, роднятся, когда проявляется индивидуализм, данным отличительным признаком нового времени, если сравнивать со Средневековьем. В протестантизме, который провозглашает оправдание через призму веры, и особенно в сектантстве прослеживается религиозный индивидуализм, которым отличаются и гуманисты. Возникновение религиозных реформаторов, появление сект, распространение в области гуманизма является результатом совершившегося в конце эпохи средних веков нравственного и умственного развивающегося этапа западноевропейского общества.