Английский философ
Годы жизни Джорджа Беркли - с $12$ марта $1685$ года по $14$ января $1753$ года. Он считается английским философом, известен своей системой спиритуалистической философии. Он также служил епископом в Ирландии, которого звали Клойнский. В его мировосприятии имело место последовательное развитие тезиса о том, что «бытием является либо то, что воспринимается, либо тот, кто воспринимает данную сущность и данное бытие».
Философия
Философское мировосприятие и умозаключения Беркли развиваются - как протест против царивших в его время реалистических и материалистических идей. Также на него оказывал влияние сенсуализм Локка.
Учение Беркли строится лишь на такой концепции, где дух является действительным, весь материальный мир представляет собой обманным моментом людских чувств. Непроизвольность данного обмана находится в самых первых и изначальных представлениях, которые возбуждены душой всех душ. Душой всех душ, по мнению Беркли можно назвать только самого Бога. Данный мыслительный процесс под названием спиритуализм и послужит поводом для многочисленных недоразумений, и против Беркли будут выступать как философы, так и богословы.
Берклианская концепция
Основное положение берклианской концепции состоит в следующем, по его мнению «существование в общем смысле понимания данного слова приводит к значению быть воспринятым». В данной концепции Беркли формулирует основную доктрину субъективности идеализма. Если последовательно проводить её, то она будет невозможна без признания существования только единичного субъекта, того самого «Я», что приводит к доктрине так называемого солипсизма. По доктрине солипсизма существует только я один, где «я» восприятие человека и его сути в единичном, возможно, даже эгоистичном аспекте существования.
Чувственные вещи
Чувственные вещи, по мнению Беркли, могут существовать лишь в человеческом сознании, причём так же, как те предметы, которые представляются человеку в сновидениях. Но, в отличие от образов сна, объекты, которые воспринимаются наяву, представляют собой не плод воображения, а результат воздействия Божества, данное Божество вызывает «идею ощущений» в сознании и подсознании человека.
Широко распространена такая точка зрения, где признаётся существование других «конечных духов», но тут же возникает противоречие с вытекающими аргументами. При помощи данных аргументов Беркли стремится доказать несостоятельность убеждений о существовании материального мира. По исследованиям многих историков философии, центральным положением онтологии Беркли представляется своим неизбежным следствием солипсизмом. Если все объекты воспринимать чувственно, а тем более по формуле Беркли, где сутью лишь собственные ощущения, то можно сделать по данному поводу следующие выводы о том, что и другие люди, которых воспринимает любое или каждое «я», является сутью, то есть комплексами ощущений данного «я». И соответственно, в данном аспекте, можно говорить, о содержание собственного сознания определённого «я». Сам Беркли признаёт, что познающий субъект не имеет никакой непосредственной очевидности, также в нём нет содержания доказательного знания о существовании других конечных духов.
Имеется мнение у многих исследователей, о том, что непоследовательность рассуждений Беркли просматривается даже в признании индивидуального «Я» как отдельной духовной субстанции. Одни и те же аргументы, использованные Беркли в своей критике понятий материальной субстанции, дают неправомерные выводы философа о том, что познающие субъекты есть не «система текучей идеи», а неделимое, деятельное начало. В дальнейшем Д. Юм распространяет выдвинутую Беркли критику феноменалистичности понятия материи на понятийном аспекте духовной субстанции и приходит к выводу, что индивидуальное «Я» есть нечто такое понятие, которое можно ознаменовать «пучком восприятия».