Жизнь и смерть – это центральные понятия экзистенциальной философии, начальная и конечная точки человеческого бытия, детерминирующие все процессы развития человеческой цивилизации.
Развитие представлений о жизни и смерти в первобытных обществах
Жизнь и смерть – это основополагающие феномены человеческого существования. Проблема смерти по праву может считаться одной из первых, которую человек попытался осмыслить, найти объяснения и установить для себя какие-либо «правила» взаимоотношения с этим явлением.
Осознание смерти и конечности собственного бытия всегда пугало человека. Уже у первобытных племен времен палеолита можно обнаружить похоронный обряд, что свидетельствует об особом отношении к смерти. Согласно некоторым источникам похоронный обряд присутствовал также и у неандертальцев.
Исследования первобытных сообществ, проводимые уже в девятнадцатом и двадцатом веке исследователями-этнографами – Леви-Брюлем, Леви-Строссом, Миклухо-Маклаем и другими позволяют реконструировать представления о смерти которые сложились в глубокой древности.
С одной стороны, смерть пугала первобытных людей. Так само возникновение похоронного обряда связано со стремлением остановить смерть, ограничить ее «аппетит» за счет воздаяния почестей погибшему родственнику. В частности, вместе с умершим хоронилось его имущество, которое в условиях первобытной общины могло иметь большую ценность – особенно если умерший являлся мастером-ремесленником. Также в пользу умершего выделялась его доля урожая или добычи. У ряда племен, например, айну, вещи умершего ломались – с тем, чтобы живые не могли воспользоваться ими, а сами предметы также перешли на сторону смерти. Предполагалось, что если мертвый не получит «своего», то он неизбежно вернется и уведет за собой других членов рода.
В тоже время сам факт смерти отдельного человека мог и вовсе не восприниматься как трагедия. Так для первобытных племен весьма распространенным является мнение согласно которому мертвые члены племени составляют родовое единство с живыми, они продолжают оставаться частью семьи, хотя и в новом качестве. Они выступают уже предками-защитниками, которые способны помочь живым потомкам, утаить их от смерти и опасности. Древним является и поверье о переселении душ. Так в некоторых племенах Океании существует мнение что душа человека может неоднократно перерождать в роду, даже более того у одной и той же женщины. По этой причине в племени могли с легкостью убить младенца, родившегося в «неподходящее» время (например, в период перекочевки), не сомневаясь в том, что его душа возродится у этой матери в следующем ребенке.
Интересным является тот факт, что срок похоронных обрядов у большинства народов составляет до сорока дней, от даты смерти человека. Считается что это время душа умершего находится еще на земле, среди родственников, может являться им по ночам. В это время принято заботится о мертвом как о живом – например накрывать на стол, оставлять дверь или окно на ночь открытым. Одновременно от тридцати до сорока дней требуется человеку для нормального процесса переживания острого горя и прохождения всех его стадий от отрицания до принятия утраты.
Философские подходы к проблеме жизни и смерти
Можно выделить два основных подхода к рассмотрению вопросов жизни и смерти:
- объективистский,
- субъективистский.
Объективистский подход основывается на естественно-религиозном восприятии процессов жизни, смерти и их значения. С позиции объективистского подхода смерть является закономерным и неизбежным окончанием жизни, более того с позиции некоторых религий (например, христианства) окончанием долгожданным, поскольку именно после смерти человеку воздастся за всего его земные страдания и благодетели. Смысл жизни в рамках данного подхода заключается в самой смерти и том, что последует за ней – загробном существовании, награждении и наказании. При этом для объективистского подхода характерно крайне негативное отношение к самоубийству как нарушению естественного хода вещей, предначертанного бытия.
Субъективистский подход складывается в рамках гуманистической философии. С его точки зрения человек и человеческая жизнь представляют собой высшую ценность, смерть же человека есть величайшая трагедия. Субъективистский подход призывает к сохранению человеческой жизни, ее охране и бережному отношению к ней, а также с улучшению условий этой жизни. Жизнь полная страданий несчастна, поскольку субъективистский подход не разделяет объективистского оптимизма относительно посмертного воздаяния. Также субъективистский подход задает проблематику смысла жизни. Если смерть – это хотя и неизбежный, но наихудший исход, то человек живет не ради того, чтобы умереть, но ради чего-то другого. Однако данный подход не способен дать универсального ответа на данный вопрос.
Проблема бессмертия
Гуманистическая установка на ценность человеческой жизни и традиционный страх смерти обострили философский интерес к проблеме бессмертия, не столько физического, сколько духовного, связанного с увековечиванием себя, собственной личности. Можно выделить несколько основных подходов к достижению «бессмертия»:
- родовой;
- природный;
- духовный;
- мистический.
Родовой подход предполагает, что человек достигает бессмертия через продолжение собственного рода, в детях, внуках и прочих потомках. Как следствие именно семье, ее благополучию, родовым связям отдаются основные силы человека, в потомстве предстает смысл его существования. В современном обществе с доминированием индивидуалистских ценностей данный подход значительно теряет свои позиции.
Природный подход рассматривает бессмертие человека, как его физическое единство со всем миром живой природы. Так человек как живое существо состоит из различных микроэлементов, которые после его физической смерти не окончат свое существование, но будут включены в мировой круговорот веществ и послужат строительным материалом для иных живых существ.
Духовный подход делает акцент на общественном значении личности ее культурном и духовном наследии. Внеся значительный вклад, добивших успехов на поприще культуры, науки, политики, экономики и т.д. человек способен обессмертить свое имя для потомков вписать себя в мировую историю.
Мистический подход распространен среди представителей различных сект и мистических обществ, стремящихся к расширению человеческого разума за его естественные границы, в том числе с помощью химических средств. Предполагается, что даже после физической смерти дух человека сможет существовать в некоем астральном пространстве или перенесется в иное измерение.