Часть – это предмет или явление, которое входит в состав другого предмета или явления как часть его содержания.
Целое – это предмет или явление, которое включает в себя другие объекты или явления, органически связанные между собой, и обладающее такими свойствами, которые не сводимы к свойствам его частей.
Понятие части и целого в философии
Вопрос соотношения части и целого является одним из основных, который встает в попытке объяснить онтологию бытия. Части и целое рассматривались в разном соотношении. Так, часть представлялась как некая единица, которая в сумме дает цельный предмет. Другая позиция предполагает, что любой объект обладает некими качествами, которые остаются при нем, даже если их изъять у него.
Как бы не решался вопрос части и целого, стоит понимать, что они не могут существовать друг без друга, из этой тесной взаимосвязи вытекают все возможные варианты из соотнесения. Можно сказать, что вопрос части и целого есть некая философская загадка, упражнение, когда бытие или объект делится на части, выявляются отдельные черты, которые изымаются или складываются, а результат оценивается – что же получилось в итоге?
В понятии части и целого отражается закономерная связь между объектами или явлениями. Эту же связь можно представить в таких категориях, как элемент и структура. Те или иные предметы / явления / отношения / процессы, которые образуют целое, становятся его структурной единицей, частью целого, и соответствуют его структуре. Однако понятие «часть» будет шире, чем понятие «элемент», поскольку в включает в себя не только элементы, но и связи между ними.
Подходы к соотношению части и целого
В истории философии сложилось два подходы, которые с крайних позиций взирали на проблему соотношения части и целого. Однако стоит иметь в виду, что эти подходы между собой связаны, поскольку обращали внимания на пробелы и неточности в одной версии и дополняли своей. Зачастую аргументы, которые приводили сторонники другого направления, просто игнорировались, однако эта противоречивость лишь видимость.
Основные позиции к соотношению части и целого:
- меризм
- холизм
В меризме принято считать, что часть предшествует целому, совокупность частей порождает целое, при этом не происходит качественно новых изменений. Целое и его свойства определяются входящими в него элементами. Поэтому познание должно происходить с разделения целого на отдельные части, которые стоит изучать каждый самостоятельно. После изучения отдельных частей можно получить совокупное знание об объекте. Такой подход к постижению называют также элементаристским, поскольку направлен на сведение сложного к более простому. Такой подход может быть эффективен, но когда происходит познание относительно простых предметов / явлений. Если же речь заходит о познании целостных систем, например, человека или общества, то здесь он дает сбой.
Сторонники холизма считают, что целое всегда превосходит свои части, это не просто сумма частей. Ни способны дать некий остаток, который существует отдельно от каждой части. Появляются качественно новые свойства, присущие именно целому, что обеспечивает единство частей. На процесс познания это влияет в том смысле, что познавая его части, мы основываемся на знании о целом. Несмотря на первую привлекательность такого подхода, он может привести к ошибочным выводам, поскольку часто приводит к конструированию некого «остатка», «свойства», которое и детерминирует всю систему, при этом сам он оставался неопределенным. Это может приводит к спекуляции научным знанием, например, к разговорам о неком «духовном» элементе, направляющем развитие живого организма.
Системность как новый принцип понимания части и целого
Невозможность применять только меризм или холизм на практике привели к пониманию их взаимосвязи и диалектичности. Так родился принцип целостности, который основывается на существовании взаимосвязи между частями и их свойствами, они способны осуществлять связь между собой, в результате рождаются целостные объекты. Понимание этого легло в основу формирования системного подхода к онтологии и гносеологии.
Принцип системности сейчас представляет собой общеметодологическую основу любого научного направления, знания на его основе выстраиваются в рамках современной логики и методологии науки. Он подчеркивает диалектизм части и целого, при этом он опирается на знания о реальной действительности, смотрит на проблему шире сквозь призму философии. В системно подходе целое предстает как система упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, в которой элемент – единица более сложного предмета, низший уровень системы. Совокупность элементов (частей) дает подсистему, более сложную, чем элемент, но не чем сама система. Подсистемы объединяются в разные системы, которые сами способны к выполнению единой программы систем.
Изучение чего-либо на основе принципа системности означает выявление элементов в рамках системы и связей между ними, при этом в первую очередь значимы те связи, которые влияют на функционирование элемента во всей системе. При этом сам элемент (часть) может обладать неограниченным числом свойств.
По характеру связи между элементами системы могут быть следующих видов:
- суммативные системы – элементы в такой системе достаточно автономны, связи между ними носят случайный характер, свойство системности выражено слабо;
- неорганические системы – могут быть разные соотношения части и целого, но взаимодействие осуществляется под воздействием внешних сил, элементы вне системы могут быть как самостоятельными, так и терять свои свойства. Целостность системы зависит от закона сохранения энергии;
- органические системы – для таких систем характерна большая активность целого по отношению к своим частям; системы способны к саморазвитию и самовоспроизведению, а также к самостоятельному существованию. Высокоорганизованные органические системы способны создавать подсистемы, которых нет в живой природе, такие подсистемы существуют только внутри целого.
Стоит учитывать, что системы также обладают свойствам к развитию и могут переходит на следующий уровень эволюции.