Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Проблема смерти и бессмертия личности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Проблема смерти и бессмертия личности
Проблема смерти и бессмертия личности
Определение 1

Смерть – это прекращение жизнедеятельности организма, переход в состояние небытия.

Осмысление проблемы смерти в философии

Проблема смерти является одной из наиболее сложных, спекулятивных и в тоже время табуированных тем, с которой сталкиваются человеческая мысль и культура. Осознание смерти, конечности собственного бытия представляет собой одну из отличительных черт человека, в сравнении с другими формами жизни. Проблема смерти оказала значительное влияние на человеческую культуру, традицию, философию и религию. Понятие смерти знакомо людям уже в глубокой древности, сталкиваясь с этим феноменом, они пытаются найти ему объяснение, с одной стороны, а с другой найти способ избежать смерти. Эти две основные тенденции – понять и избежать остаются доминирующими при рассмотрении смерти и по настоящий момент.

Первые погребальные обряды появились еще у неандертальцев. Изучая представления о смерти и погребальную обрядовость первобытных плен антропологи (Леви-Брюль, Миклухо-Маклай, Мид и др.) отмечают, что умерший играет значительную роль в жизни рода/племени. Он становится предком – защитником живущих от смерти, хранителем, способным помочь в трудную минуту. В тоже время неуважительное отношение к мертвым, несоблюдение обрядности способно вызвать их гнев и навлечь серьезную беду.

Первобытные представления о смерти являют собой архетипы общечеловеческого бессознательного, похоронный обряд многих этносов имеет общие черты (поминальная тризна, захоронение личных вещей умершего, поминовение на 3,9,40 дней и т.д.), которые крайне неохотно меняются на протяжении тысячелетий, несмотря на смену религиозных, культурных, идеологических парадигм.

В философии проблема смерти рассматривается в рамках двух основных парадигм:

  • объективистской;
  • субъективистской.

Объективистская парадигма рассматривает смерть как естественное событие, закономерный конец жизненного пути. Она складывается еще в древнегреческой философии, в которой человек наравне с другими живыми и неживыми объектами является частью природы-космоса. Объективистская парадигма доминирует в большинстве религиозных систем, для которых смерть физического тела связана с высвобождением души, ее вознесением к богу, или включением в цикл перерождения.

Субъективистская парадигма складывается в эпоху Возрождения на фоне гуманизма и антропоцентризма. Ее исходной точкой является представление о человеческой жизни как высшей ценности, а смерти как величайшей трагедии. Хотя смерть и неизбежна, человек существует не ради смерти, но ради жизни и тех достижений, которые он способен в ней свершить. По этой причине смерть должна быть отодвинута как можно дальше. Обе парадигмы предлагают свои, различные концепции бессмертия.

Проблема бессмертия

Проблема смерти, конечности человеческого бытия, инициирует другую не менее важную проблему – смысла и ценности человеческой жизни. Если век человека отмерен и достаточно короток, то вся его жизнь поддается измерению и оцениванию, с той точки зрения, смог ли человека оставить что-либо после себя или же просто «небо коптил».

Стремление свершить нечто великое и запоминающееся настолько сильно в людях, что уже в древности приводило к печальным событиям. Так один грек сжег храм Артемиды в Эфесе, почитавшийся как одно из Чудес света, лишь ради того, чтобы обессмертить свое имя в истории.

Смысл человеческого бытия, так или иначе сопрягается с проблемой бессмертия, бесконечного продления собственной жизни, достижения вечности. Бессмертие по своей природе есть состояние противоположное жизни, ибо вся сущность жизни и состоит именно в ее конечности. В тоже время Фрейд отмечает, что всякая органическая жизнь стремится вернуться в изначальное, стабильное, неорганическое состояние.

Можно выделить несколько путей обретения бессмертия:

  • родовой;
  • природный;
  • духовный;
  • религиозный;
  • научный.

Родовой путь предполагает, что смысл человеческой жизни в продолжении рода, а потому человек обретает бессмертие в собственных детях, потомках. Причем это бессмертие и биологическое, через передачу генотипа, и духовное, через сохранение памяти о генеалогии рода, фамилии, и мистическое, через родовую систему предков-хранителей.

Природный путь предполагает единство и бессмертие личности через ее единение со всей природой, через природный круговорот веществ. Вещества, из которых состоит человек будут переработаны микроорганизмами, усвоены окружающей средой и станут частью растений и животных. Часто к данному пониманию бессмертия примешивается анимизм, когда душа человека как бы переход в выросшее на его могиле дерево, или какое-то животное.

Духовный путь, предполагает бессмертие человека в истории и памяти потомков, через свершение социально значимых деяний – научных открытий, военных и мирных подвигов, создание произведений искусства, ведение политической деятельности и т.д.

Большинство значимых религий предполагают бессмертие человеческой души. Физическая смерть, смерть тела, есть лишь этап вечной жизни души, зачастую подготовительный. После душа продолжает свое движение в посмертном существовании или через цепочку перерождений, в конечном итоге стремясь к объединению с божеством или растворению в блаженном небытие.

С научной точки зрения бессмертие невозможно, однако наука рассматривает способы увеличения срока жизни человека. По современным оценкам потенциальный срок жизни, ограниченный человеческим геномом составляет порядка двухсот лет, однако реальные условия жизни серьезно его сокращают. Кроме того, рассматриваются варианты продления жизни за счет пересадки и замены органов, «отправки в будущее» посредством заморозки в криогенных камерах, оцифровывания сознания.

Биоэтика и проблемы смерти – бессмертия

Биоэтика – как область знания на стыке медицины, естественных и гуманитарных наук, а также философии, в настоящее время активно рассматривает проблематику смерти. Основными направлениями является разработка таких понятий как:

  • эвтаназия,
  • суицид,
  • клонирование.

Эвтаназия – как методика облегчения посмертных страданий представляет собой сложную этическую проблему. В настоящее время активная эвтаназия, т.е. быстрое и безболезненное умерщвление человека по медицинским показанием, приравнена к убийству в большинстве стран. Пассивная, предполагающая отключение от аппаратов жизнеобеспечения, в некоторых разрешена, при соответствующем заключении со стороны и медиков, и юристов, однако неофициально практикуется более широко.

Суицид представляет собой добровольный уход из жизни. Практика суицидов в современном мире широко распространена. В европейском пространстве суицид широко осуждается, а лице уличенные в неуспешных попытках суицида находятся под психологическим присмотром. На востоке иная традиция отношения к смерти и суициду, там существуют даже специальные традиционные практики самоубийства.

Клонирование, т.е. создание полной биологической копии живого организма, представляет собой на данный момент в большей степени научно-этическую проблему. С одной стороны, клонирование создает широкие возможности в сельском хозяйстве и животноводстве, а также позволяет выращивать донорские органы, способные спасти множество нуждающихся людей. С другой клонирование рассматривается как неэтическая (убийство искусственного эмбриона ради последующего выращивания органов) и потенциально опасная (создание клонированных копий, живущих или некогда живших людей) технология.