Периоды античной философии
Античную философию также называют греческой или римской философией. Античная философия просуществовала много тысячелетий, который длился с $VI$ века до нашей эры по $VI$ век нашей эры. За данное время она, как и вся античная культура, проходит замкнутый цикл, который состоит из нескольких периодов, который отождествляет эпоху от зарождения к расцвету, а через него к упадку и гибели. Исходя из этого, история античной философии разделяется на четыре периода:
- период протофилософии, который знаменуется периодом зарождения и формирования ($VI$ век до нашей эры);
- период зрелости и расцвета ($V – IV$ века до нашей эры)
- период заката, куда входит греческая философия эпохи эллинизма и латинская философия периода Римской республики ($III – I$ века до нашей эры)
- период упадка и гибели, как целой эпохи, так и философии в эпоху Римской империи ($I – V$ нашей эры).
В дореволюционной российской и западной культуре часто использовался другой принцип периодизации античного философского учения. Согласно данному факту, можно рассмотреть следующую периодизацию.
Греческая философия существовала $12$ веков с $VI$ века до Рождества Xристова по $VI$ век после Рождества Xристова. По данному принципу она делится на три периода. Но среди исследователей философии нет общего мнения относительно времени начала второго и третьего периодов. Различно также понимание её содержание, также историки придерживаются разных разделений.
Если воспринимать вместе с Ибервегом – Гейнце предметом начального периода античной философии объект, а второго – субъект, то следует зачинать второй период софистами, и ещё лучше Анаксагором, но никак не Сократом, как это часто встречается, например, у Целлера и Брандиса.
Предметом третьего периода является, по Ибервегу, Божество, и данный период может начинаться после Аристотеля (по Брандису) и не с философии Рима (по Гегелю), а только с неоплатонизма. Местом распространения античной философии в первый период считаются острова Архипелага, Малая Азия и греческие колонии Италии, во второй период – города Афины и Рим, а продолжением второго периода служит Александрия.
Идеал поздней античной философии
Идеалом мудрого поведения в поздней античной философии считалась одна из важных новых школ эллинистического периода – школа эпикурейцев. Школа эпикурейцев образовалась в эпоху поздней философии. Учение данной школы было сформировано её первооснователем Эпикуром, и на протяжении своего существования и развития школа не претерпела существенных изменений. Философское учение Эпикура, как и большинство учений его времени, было основано, прежде всего, на поддержание спокойного душевного и физического состояния человека.
Высшее благо в поздней античной философии
Высшее благо, по мнению Эпикура, признаётся блаженство, наслаждение или другое название - гедоне. Оно заключается в удовлетворении естественных потребностей и по нему нужно достигать определенное душевное равновесие – спокойствие души (атараксия), а тем самым и счастье (эвдемония).
Этический принцип поздней античной философии
Человек обязан быть свободен, и данный этический принцип Эпикур обосновывает атомистической теорией своей физики. Как атомист, он рассуждает больше Демокрита, который утверждает абсолютность прямолинейного движения атомов. По Демокриту допускается и признаётся закономерное определенное отклонение от прямолинейного движения атомов.
Таким образом, абсолютный детерминизм не принимается Эпикуром, но допускается случайность, что он может прийти к выделению проблемы взаимосвязи свободы и необходимости в мировоззрениях на общество. Человеку, следовательно, необходимо, чтобы открылась возможность свободного, не определённого естественной необходимостью, выбора.