Общественный уклад – это сложившаяся система общественно-производственных и экономических отношений.
Понятие общества и его уклада
Под обществом в настоящее время понимается некоторая совокупность социальных отношений и форм взаимодействия людей, проживающих на определенной территории, на протяжении некоторого исторического периода. Общество является неотъемлемой формой существования людей, любое их объединение образует общество и только в обществе становится возможным социальное воспроизводство человечества – как чисто физиологическое, репродуктивное, так культурное и экономическое.
Достаточно часто общество ассоциируется с государством, однако данные понятия, хотя и связаны далеко не эквивалентны друг другу. Общество представляет собой более широкий феномен. И хотя в настоящее время общество развивается в рамках государственных образований, в человеческой истории представлены периоды, когда общество существовало без государства, например, в рамках первобытного или родоплеменного строя.
К числу основных признаков, позволяющих определять общества и дифференцировать их друг от друга относят:
- территорию,
- самодостаточность,
- социальную структуру,
- социокультурное единство.
Под территорией понимается физическое пространство на котором исторически существует общество, во всей совокупности его климата-географических особенностей, которые оказывают значительное влияние не только на аспекты ведения хозяйства, но также на специфику социальных институтов и менталитета общества.
Самодостаточность общества предполагает наличие собственной территории, истории, культурной традиции, а также способности к интеграции и управлению социальными институтами и общностями, способность к саморегуляции и самовоспроизводству.
Социальная структура общества включает в себя три основных элемента – общности, институты и отношения. Общности представляют собой более или менее монолитные группы людей внутри общества, которые объединяются по какому-либо признаку – возрастному, гендерному, профессиональному, религиозному, национальному и т.д.
Социальные институты – это выработанные, установленные способы взаимодействия членов общества в определенных сферах его жизни. Так институт семьи регулирует супружеские и детско-родительские отношения, определяя одобряемые образцы поведения и нормы взаимодействия.
Социальные отношения представляют собой устоявшиеся способы взаимодействия между общностями и социальными институтами в конкретном обществе. Специфика отношений определяется степень значимости института и положением общности в структуре всего общества и модернизируется по мере из изменения.
Социокультурное единство выступает центральной интегративной силой общества, которая предполагает существования единого языка общения, общих в рамках всего общества социальных институтов, морально-этических образцов и т.д. Социокультурное единство возможно не только в обществах монолитных по своему национальному составу, но и в полиэтнических, таких как в России, США, Индии и т.д.
Одной из важнейших характеристик общества является уклад, который с одной стороны характеризует производственно-экономическую сферу общества, а с другой через нее определяет всю структуру общественных отношений, которые выстраиваются на экономическом базисе.
Виды общественно-экономических укладов
Можно выделить две основные классификации укладов. Согласно одной они подразделяются на формационные и неформационные.
Под формационными предполагаются такие уклады, которые могут выступать в качестве системообразующих, т.е. определять формацию общества, стадию его развития. К числу формационных укладов относят:
- первобытнообщинный,
- рабовладельческий,
- феодальный,
- капиталистический,
- коммунистический.
В свою очередь неформационные уклады хотя и реально существуют в рамках общества, однако не способны занять господствующее положение и определять его развитие. Выделяют патриархальный и мелкобуржуазный неформационный уклад. Первый представляет собой ведение хозяйства мелкими земельными собственниками, а второй мелкими производителями товаров и услуг в капиталистическом обществе.
Вторая классификация предполагает выделение неантагонистических (первобытнообщинный и коммунистический), антагонистических (рабовладельческий, феодальный и капиталистический) и особых (патриархальный и мелкобуржуазный) укладов. Основанием для разделения в ней выступает наличие или отсутствие социальных противоречий между производителями и собственниками средств производства.
В зависимости от степени развития тех или иных укладов общество может быть многоукладным или одноукладным. Предполагается что одноукладность, т.е. существование лишь одного господствующего уклада, возможно лишь в неантагостическом обществе, т.е. первобытнообщинном или коммунистическом (которое так и не было реализовано на практике). Для реально существующих обществ характерна многоукладность, которая выражается в существовании помимо господствующего уклада, например, капиталистического, иных экономических форм – мелкобуржуазных, патриархальных, рабовладельческих и т.д. отношений, которые дополняют господствующий уклад.
Для СССР также была характерна многоукладная экономика, в которой доминировавший уклад – государственный капитализм, дополнялся мелкотоварным производством, развитием подсобных хозяйств, принудительным трудом заключенных и т.д.
Общественный уклад и формационная теория
Понятие общественного уклада получило свое значительное развитие в рамках формационной теории, которая была выдвинута в диалектическом материализме К. Марксом, в стремлении объяснить исторический процесс развития общества с помощью диалектических закономерностей, через систематические противоречия, возникающие в социально-экономической его сфере.
Выделенные Марксом общественные уклады выстраивались в определенной исторической последовательности от первобытнообщинного к коммунистическому, при этом каждый последующий уклад возникал на основе предыдущего, модернизировал и в тоже время переносил его некоторые черты. Антагонистический характер укладов от рабовладельческого до капиталистического обеспечивал внутреннюю борьбу противоречий в рамках общества, как противостояния производящего и эксплуатирующего классов.