Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие укладов общественной жизни

Определение 1

Общественный уклад – это сложившаяся система общественно-производственных и экономических отношений.

Понятие общества и его уклада

Под обществом в настоящее время понимается некоторая совокупность социальных отношений и форм взаимодействия людей, проживающих на определенной территории, на протяжении некоторого исторического периода. Общество является неотъемлемой формой существования людей, любое их объединение образует общество и только в обществе становится возможным социальное воспроизводство человечества – как чисто физиологическое, репродуктивное, так культурное и экономическое.

Достаточно часто общество ассоциируется с государством, однако данные понятия, хотя и связаны далеко не эквивалентны друг другу. Общество представляет собой более широкий феномен. И хотя в настоящее время общество развивается в рамках государственных образований, в человеческой истории представлены периоды, когда общество существовало без государства, например, в рамках первобытного или родоплеменного строя.

К числу основных признаков, позволяющих определять общества и дифференцировать их друг от друга относят:

  • территорию,
  • самодостаточность,
  • социальную структуру,
  • социокультурное единство.

Под территорией понимается физическое пространство на котором исторически существует общество, во всей совокупности его климата-географических особенностей, которые оказывают значительное влияние не только на аспекты ведения хозяйства, но также на специфику социальных институтов и менталитета общества.

Самодостаточность общества предполагает наличие собственной территории, истории, культурной традиции, а также способности к интеграции и управлению социальными институтами и общностями, способность к саморегуляции и самовоспроизводству.

Социальная структура общества включает в себя три основных элемента – общности, институты и отношения. Общности представляют собой более или менее монолитные группы людей внутри общества, которые объединяются по какому-либо признаку – возрастному, гендерному, профессиональному, религиозному, национальному и т.д.

«Понятие укладов общественной жизни» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Социальные институты – это выработанные, установленные способы взаимодействия членов общества в определенных сферах его жизни. Так институт семьи регулирует супружеские и детско-родительские отношения, определяя одобряемые образцы поведения и нормы взаимодействия.

Социальные отношения представляют собой устоявшиеся способы взаимодействия между общностями и социальными институтами в конкретном обществе. Специфика отношений определяется степень значимости института и положением общности в структуре всего общества и модернизируется по мере из изменения.

Социокультурное единство выступает центральной интегративной силой общества, которая предполагает существования единого языка общения, общих в рамках всего общества социальных институтов, морально-этических образцов и т.д. Социокультурное единство возможно не только в обществах монолитных по своему национальному составу, но и в полиэтнических, таких как в России, США, Индии и т.д.

Замечание 1

Одной из важнейших характеристик общества является уклад, который с одной стороны характеризует производственно-экономическую сферу общества, а с другой через нее определяет всю структуру общественных отношений, которые выстраиваются на экономическом базисе.

Виды общественно-экономических укладов

Можно выделить две основные классификации укладов. Согласно одной они подразделяются на формационные и неформационные.

Под формационными предполагаются такие уклады, которые могут выступать в качестве системообразующих, т.е. определять формацию общества, стадию его развития. К числу формационных укладов относят:

  • первобытнообщинный,
  • рабовладельческий,
  • феодальный,
  • капиталистический,
  • коммунистический.

В свою очередь неформационные уклады хотя и реально существуют в рамках общества, однако не способны занять господствующее положение и определять его развитие. Выделяют патриархальный и мелкобуржуазный неформационный уклад. Первый представляет собой ведение хозяйства мелкими земельными собственниками, а второй мелкими производителями товаров и услуг в капиталистическом обществе.

Вторая классификация предполагает выделение неантагонистических (первобытнообщинный и коммунистический), антагонистических (рабовладельческий, феодальный и капиталистический) и особых (патриархальный и мелкобуржуазный) укладов. Основанием для разделения в ней выступает наличие или отсутствие социальных противоречий между производителями и собственниками средств производства.

В зависимости от степени развития тех или иных укладов общество может быть многоукладным или одноукладным. Предполагается что одноукладность, т.е. существование лишь одного господствующего уклада, возможно лишь в неантагостическом обществе, т.е. первобытнообщинном или коммунистическом (которое так и не было реализовано на практике). Для реально существующих обществ характерна многоукладность, которая выражается в существовании помимо господствующего уклада, например, капиталистического, иных экономических форм – мелкобуржуазных, патриархальных, рабовладельческих и т.д. отношений, которые дополняют господствующий уклад.

Замечание 2

Для СССР также была характерна многоукладная экономика, в которой доминировавший уклад – государственный капитализм, дополнялся мелкотоварным производством, развитием подсобных хозяйств, принудительным трудом заключенных и т.д.

Общественный уклад и формационная теория

Понятие общественного уклада получило свое значительное развитие в рамках формационной теории, которая была выдвинута в диалектическом материализме К. Марксом, в стремлении объяснить исторический процесс развития общества с помощью диалектических закономерностей, через систематические противоречия, возникающие в социально-экономической его сфере.

Выделенные Марксом общественные уклады выстраивались в определенной исторической последовательности от первобытнообщинного к коммунистическому, при этом каждый последующий уклад возникал на основе предыдущего, модернизировал и в тоже время переносил его некоторые черты. Антагонистический характер укладов от рабовладельческого до капиталистического обеспечивал внутреннюю борьбу противоречий в рамках общества, как противостояния производящего и эксплуатирующего классов.

Дата последнего обновления статьи: 12.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot