Свобода – это возможность человека поступать в соответствии с собственными желаниями и представлениями.
Дискуссия в понимании свободы в классической немецкой философии
Свобода представляет собой один из наиболее сложных и противоречивых феноменов человека и человеческого общества, определение которого представляет собой одну из сложнейших задач философии. На протяжении истории философской мысли высказывались самые различные точки зрения на природу, сущность и значение свободы от ее абсолютизации, до полного отрицания и подчинения человека и всего мира жесткому детерминизму.
В классической немецкой философии разрабатывались две основные точи зрения на свободу:
- свобода как осознанная необходимость,
- свобода как выход за какие-либо рамки.
Представления о свободе-детерминации раскрывались в рамках философских систем Канта, Фихте, Гегеля и Фейербаха, свободу как абсолют понимал Гегель, а из постклассических философов – Шопенгауэр и Ницше.
Свобода – осознанная необходимость
Своеобразной отправной точной в дискурс понимания свободы в немецкой философии является философия И. Канта. Из трех сфер философского знания – гносеологии, этики и эстетики, Кант отдает первенство в определении свободы практическому разуму – т.е. морально-этической концепции и поведению человека. Кант решительно отделяет представление о человеческой свободе от биологической природы человека и соответствующих ей потребностей, и от чистого разума, поскольку его свобода является теоретической, умозрительной, а потому иллюзорной и нереальной.
Свобода человека с позиции Канта может проявляться лишь в его деятельности, практическом моральном действии, и в этом отношении она прочно связана с необходимостью, с долгом. Более того свобода как таковая детерминирована долгом и соотносится с ним апостериорно, т.е. сначала у человека должна возникнуть установка «я должен» и лишь затем, он сможет помыслить «я свободен» и без долга, свобода как таковая не имеет не малейшего смысла.
В конечном итоге для Канта долг и свобода – это фактически одна и та же категория. Рассматривая человека как вещь в себе полностью независимую и закрытую от окружающего мира, Кант формулирует свой категорический императив – «поступай согласно той максиме, которая в тоже время сама может стать всеобщим законом». Т.е. свобода личности выражается в ее праве самой для себя устанавливать те законы и долженствования, в соответствии с которыми она будет строить свое практическое поведение.
И.Г. Фихте в своем понимании свободы отталкивался от представлений Канта, в частности от ее деятельного характера. Фихте предполагал, что свобода реализуется поэтапно, процесс ее осознания и овладения растянут в историческом масштабе развития всего общества. Фихте выделял пять эпох развития человечества в соответствии с реализацией свободы:
- эпоха безусловного господства разума через посредство инстинкта - состояние невинности человеческого рода;
- эпоха, когда разумный инстинкт превращается во внешний принудительный авторитет; это время положительных систем мировоззрения и жизнепонимания, систем, которые никогда не доходят до последних оснований и поэтому не могут убеждать, но зато стремятся к принуждению и требуют слепой веры и безусловного повиновения, - состояние начинающейся греховности;
- эпоха освобождения: непосредственно - от повелевающего авторитета, косвенно - от господства разумного инстинкта и разума вообще во всякой форме, время безусловного равнодушия ко всякой истине и лишенной какой бы то ни было руководящей нити, совершенной разнузданности - состояние завершенной греховности;
- эпоха разумной науки, время, когда истина признается высшим и любимым более всего началом, - состояние начинающегося оправдания;
- эпоха разумного искусства, когда человечество уверенною и твердою рукой созидает из себя точный отпечаток разума, - состояние завершенного оправдания и освящения.
Свобода в представлении Фихте связана с освобождением от детерминирующего разума в пользу торжества духа и объединения с богом.
Свобода как преодоление барьеров
В своей философии Гегель рассматривал свободу как естественное свойство мирового духа. Весь исторический процесс, все развитие человеческого общество не более чем путь к полному осознанию и обретению мировым духом свободы. Вместе с мировым духом свобода становится доступной и человечеству, по мере развития его познания и представлений об окружающем мире.
Необходимость также оказывает влияние на свободу, они связаны диалектически, а потому не только противостоят, но и взаимообуславливают друг друга, существование необходимости согласно Гегелю не лишает человека свободы. Однако Гегель относит свободу волю к мировому духу, что делает ее таковой на уровне общественных процессов, в то время как свободная воля индивида приобретает характер произвола.
Особое место свободе отводится в философской концепции Ницше. Также, как и в волюнтаризме Шопенгауэра, для Ницше свобода – это не возможность, или свойство человека – это его сущность. Свобода заключена в воле к власти, которая представляет собой абсолютную субстанцию – все в мире есть лишь практические воплощения этой воли.
Философия Ницше пропитана нигилизмом. Его метафизический нигилизм отвергает не только моральные принципы, законы, традиции и обычаи, установленные обществом, но также всякие авторитеты, включая науку и само познание окружающего мира. В своем нигилизме Ницше достигает таких глубин, согласно которым необходимо отвергнуть не только всяческие ориентиры и идеалы, но само представление о необходимости их существования. В этом случае нигилизм совершает метафизический переворот от философии отрицания, подавления воли, к философии свободы, утверждения жизни и воли человека, ведь отринув необходимость в каких-либо ориентирах и регуляторах человек становится по-настоящему свободен и обретает способность жить в соответствии со своей сущностью.