Эстетика – это философская наука, изучающая искусство как особую форму общественного сознания, его виды и формы.
Эстетические категории
Предмет эстетики прошел длительный период своего формирования, в процессе которого были выявлены основные понятия – категории эстетики. К числу важнейших категорий эстетики, относятся следующие:
- эстетическое;
- прекрасное;
- трагическое;
- возвышенное;
- комическое.
Во второй половине XX века сложилась категория эстетического, которая выражает эстетические переживания, чувства и воззрения людей. Они складываются под влиянием художественной литературы и других форм искусства, экономических и социальных условий, а также общего уровня культуры. Оно включает в себя эстетическое восприятие, чувство, переживание и наслаждение, а также особую эстетическую оценку – суждение.
Эстетическое охватывает самые разнообразные явления. Ю. Борев определяет ее как метакатегорию, объективное свойство явления, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества, проявляющееся благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству.
Эстетическое включает в себя не только проявление прекрасного и возвышенного, но и уродства, безобразие, что хорошо видно в произведениях Мольера, Бальзака, Гоголя, Достоевского, когда на основе данных художественных образов формируется представление о негативном эстетическом.
Категория величественное обозначает возвышенное над повседневностью и рутиной, то, что далеко от мирской суеты, от мелочного тщеславия и т.п. Это то, что приближает человека к Богу, когда в поступках и чувствах своих человек возвышается над ничтожным своим существованием, величественное может быть и в природе, когда она повергает человека в шок перед своей стихией, красотой, мощью, например, водами океана, извержением вулкана, красотой гор и т.д. Величественное покоряет, повергает в трепет, вызывая восторг и поклонение, но не понимание.
Самой ранней эстетической категорией выступает прекрасное. С давних пор прекрасное понималось как красота и гармония, соразмерность и определенность. Гармония может носить не только вещный характер, т.е. иметь объективнее приложение, она может быть природным, общественным, духовным и любым другим явлением, она может характеризовать отношения между предметами, между человеком и природой, человеком и культурой.
Трагическое как эстетическая категория обозначает неразрешимый общественно-исторический конфликт, который происходит в жизни человека, сопровождается его страданием и гибелью. Трагическое часто связано с напряженной борьбой с окружающим миром, с самим собой, за великие цели и идеалы. В том плане трагическое очень близко возвышенному. Трагическое не определяется «болью и синими пятнами», оно характеризуется внутренними противоречиями и столкновениями, борьба чувств, ума и воли, эта борьба, которая может носить неразрешимый характер, когда победа – одновременно поражение, и наоборот. Герой, ведущий такую трагическую борьбу, часто предстает жертвой, а происходящая с ним катастрофа потрясает других.
Одной из самых сложных категорий выступает комическое, поскольку помимо смешного, она включает сатиру (политическую и бытовую), показывает прекрасное и уродливое, добро и зло. Комическое отражает целую «смеховую культуру», существовавшую во все времена.
Эстетический идеал
Проблема эстетического идеала впервые была поставлена Гегелем, именно он начал рассматривать искусство как проявление идеала. Однако идеал прекрасного складывается задолго до него Древние греки определяли идеал как величественность и покой, гармонию и уравновешенность. Идеал формируется у художника как божественное внушение. В XVIII веке Баумгартен считал, что идеал необходимо искать в природе, а человек своим творчеством должен приблизиться к ней. Природа – это совершенство, в ней содержится бесконечное количество образов, вызывающих самые разные чувственные ассоциации.
Для Гете идеал выступал как синоним прекрасного, но появляется оно путем синтеза самых разных элементов, прообраз которых творец находит в природе. Пройдя стадию подражания природе художник превосходит ее, получая свой собственный язык образов. С его идеей идеал стал более близок людям, это то, что «мы можем любовно обнять и приблизить к себе».
С тем, что в природе нет идеала, был согласен Гегель. В подлинной красоте проявляется сила и энергия, свобода и гармония. Эти качества нельзя в полной мере найти в природе, зато они есть в творчестве человека. Таким образом, человек – вершина природы, в нем воплощается идеал, поскольку ему присущи гармония, целостность, независимость, огромной духовной энергией, преобразующей мир вокруг.
Эстетические нормы и принципы
Эстетические нормы представляют собой общепринятые принципы эстетической деятельности. Они включают в себя в том числе образцы восприятия художественно-эстетических ценностей, правила создания произведений искусства, а в некоторых случаях - господствующий канон.
Эстетические нормы, таким образом, содержат две ярко выраженных стороны:
- высшие стремления и цели, представления об эстетическом идеале и образце, как должно быть;
- представление о границах и пределах, выход за которые грозит разрушением эстетического образа, нарушением его восприятия.
Эстетические нормы и принципы выступают регуляторами эстетической деятельности, поскольку содержат в себе категорию прекрасного (понятие о красивом), которая выступает как желаемый образец. Даже новый объект, новая художественная форма в своем восприятии соотносится со сложившимися нормами, даже если они демонстративно отвергаются. Эстетические нормы и принципы представляют собой своеобразный художественный язык, который необходимо знать, чтобы создать необходимый художественный образ, а также адекватно его понять и оценить. Они вырабатываются непосредственно в ходе эстетической деятельности в процессе развития культуры, принимая форму социально детерминированной и внутренне мотивированной потребностью творца и потребителя эстетической культуры.