Теория государства и права марксизма включает в себя как основу воззрения на процессы политического К. Маркса и Ф. Энгельса, так и их осмысление и интерпретацию последователями.
На марксистскую политическую философию повлияли теории французских социалистов и коммунистов.
Базис и надстройка
Ключевыми понятиями политической философии марксизма являются базис и надстройка. Базис – это независящая от человека экономическая среда, сфера производственных отношений. Уровень указанных отношений строго связан с уровнем развития производства.
На базисе как основе находится надстройка, представляющая собой политическую и правовую систему, что должны удовлетворять степени развития общественного сознания той или иной эпохи. Выходит так, что государство и право выражают господствующий в определенную эпоху интерес одного из общественных классов. Так Маркс выделяет античную, феодальную и буржуазную формации (типы производства); отдельно он говорит об азиатском типе производства, не включая его ни в один из трех отмеченных.
Три типа общества сменяют друг друга, движущей силой при этом является классовая борьба, которая приводит к революции. Социальная революция, знаменующая собой смену производственных отношений, приводит к переформатированию надстройки.
С точки зрения К. Маркса, на смену буржуазной формации посредством революции должна прийти коммунистическая формация. Он считал, что капиталистические принципы тормозят все растущее производство. В процессе всеобщей коммунистической революции Маркс особенно выделяет пролетариат (рабочий класс).
Классовый характер государства и права
К. Маркс и Ф. Энгельс особенно подчеркивали классовую природу государства и права. Так они считали, что государство произошло из сообщества разделенных на классы людей. Каждый класс при этом имеет свои экономические интересы и принципы и методы их достижения. Государство строится на интересе одного класса, а экономические интересы других классов всяческими мерами подавляются. Таким образом, получается, что есть «эксплуататор» и «эксплуатируемый». Коммунистическое общество, сторонниками которого и выступают марксисты, такое разделение отсутствует.
Классовый характер носит и сама идея права. С их точки зрения право не является сводом императивных установок, связанных с моралью и нравственностью. По их мнению, правовые нормы отражают сложившиеся в том или ином государстве общественные отношения, в первую очередь производственные. Маркс также разводит понятия право и закон. В целом, марксисты выделяет четыре типа государства:
- рабовладельческое;
- феодальное;
- капиталистическое;
- коммунистическое.
Теория коммунистического государства
Идея коммунистического государства развилась на основе политического и экономического учения К. Маркса.
Коммунистическое общество отличается отмиранием государственных, властных отношений и противоборства классов, имеющих отличные друг от друга экономические интересы. Так Энгельс призывал пролетариат отправить идею государства в музей.
Власть и собственность в коммунистическом обществе находится в руках у общества, что делает его членов равными, спокойными за свое благосостояние.
Коммунистическое общество отличается преодолением отчуждения человека от государственной власти и результатов своего труда.
Ключевой упор в общественных отношениях в рамках коммунизма должен делаться на понятие труда. При чем, труд здесь понимается как коллективная деятельность, нацеленная на приобретение всеобщего благосостояния общества. Если состоятельно общество, то состоятелен и каждый ее член. Труд, в то же время, влияет на формирование личности, он позволяет человеку самовыражаться. Труд при этом носит массовый характер.